15-16 марта в Новосибирске пройдёт второй фестиваль социального предпринимательства «Бизнес PRODOBRO», который будет состоять из трёх секций: экобизнес, креативные индустрии и социальное предпринимательство. В преддверии фестиваля организаторы провели экскурсию по социальным предприятиям нашего города для гостьи из Англии Люси Финдлей, которая сертифицирует социальных предпринимателей уже более десяти лет.
Директор благотворительного фонда«Варежка» и
«Котокафе есть в разных странах, везде они разного формата. В Японии, например, сложно держать животных дома и люди приходят в котокафе, чтобы пообщаться с кошками. В Европе существуют полноценные рестораны, которые сложнее открыть, так как нужно доказывать, что животным там будет комфортно. Единственное кафе с кухней в России – «Республика кошек» в Петербурге, это полноценный ресторанный вариант – в одной комнате ресторан, а в другой – кошки. Причем изначально там жили кошки из «Эрмитажа».
До открытия Murchim и я Света [Пальчунова], второй владелец кафе, помогали приюту. В какой-то момент нам захотелось совмещать увлечение всей своей жизни с зарабатыванием денег. Учитывая, что для открытия клиники нужно обладать определенными компетенциями и большими финансами, мы решили начать котокафе.
Murchim работает в формате тайм-кафе – люди платят за время посещения. В кафе можно работать, спать, играть, здесь проходят разные мероприятия.
Все наши коты – с улицы, мы полностью занимаемся их подготовкой: забираем к себе, лечим, стерилизуем, затем они заселяются сюда и мы их пристраиваем к новым хозяевам. За три года работы мы пристроили 201-го котика. В отличие от приюта, в Murchim есть возможность пообщаться с котом до того, как забрать его к себе. Мы стараемся подбирать таких животных, чтобы им было комфортно вместе, и не превышать определенное количество – больше 15-ти здесь держать нельзя.
Если человек хочет взять кошку, он заполняет анкету, затем общается с куратором. Сразу после переезда скидывает фото, рассказывает, как кот освоился на новом месте. Далее раз в три месяца мы созваниваемся, просим скинуть фото, видео. Если происходит что-то подозрительное – например, человек не берет трубку – мы собираемся и едем к нему.
Животных редко возвращают обратно. Одного кота вернули за то, что сгрыз дорогой кошелек. Пудра сбежала через окно и вернулась к нам. Другая кошка решила, что не хочет себе подружку.
Наш фонд «Варежка» параллельно занимается спасением собак. У нас нет приюта, все животные живут по волонтёрам, либо у людей, которые зарабатывают на передержке. Кафе работает самостоятельно, фонд берёт на себя затраты на прививки, стерилизацию животных.
У меня дома живут кот и кошка. Кот – осознанный выбор, а кошка привязалась и так и живёт с нами уже второй год».
«Dog House – первое в России таймкафе с собаками. Когда мы только начинали вкидывать идею пёсокафе в массы, сразу посыпались сомнения: «Как это возможно, это же собаки, они же кусаются! Все собаки кусаются!» В головах у людей много стереотипов: они не понимают собак, боятся, не умеют с ними общаться, а большинство их попросту выкидывает. Скорее всего, из-за этого страха никто и не открывал пёсокафе раньше. К тому же, было непонятно, как это сделать.
От зарождения идеи до открытия нашего кафе прошло полтора года. Мы открылись в феврале 2018-ого и за год работы пристроили 15 собак, сейчас здесь живут шесть. Первую собаку, которую мы хотели сюда завезти, я забрала себе. Вторую привела куратор и тоже не смогла с ней расстаться. Собак берём с приютов и передержек: отбираем спокойных по характеру и обязательно девочек.
У каждой собаки свой характер, мы стараемся индивидуально подходить к каждой и корректировать их поведение. Например, Жуля – очень активная собака. Когда она приехала сюда – всё грызла и крушила. Сейчас мы её воспитали, и она умница. Доля – главарь стаи, живёт тут с самого начала, может рявкнуть в любой момент на малознакомого человека. Но она привыкает к постоянным гостям, которые заходят в течение месяца. С Ником были сложности – он начал защищать свою территорию, свою стаю и метить. Все мальчики делали то же самое, поэтому мы решили, что у нас будет женский коллектив.
Здесь живут скорее те собаки, которых выкинули, а не те, что родились на улице. Например, Моня жила в семье, которая просто выбросила её, но её подобрали волонтёры. Таких историй очень много.
Человек, нашедший собаку, может стать её куратором и встать в очередь на заселение в наше пёсокафе. Новую собаку заводить сложно – здесь уже сложившаяся стая. Изначально мы знакомим собак на улице, смотрим, как они реагируют друг на друга, и только потом приводим в кафе. После ещё неделю наблюдаем, как собака себя здесь чувствует: бывает, что она сильно стрессует, и тогда мы увозим её обратно.
В среднем у нас пристраивается одна собака в месяц. К отбору будущих хозяев подходим серьёзно: если человек хочет забрать собаку, в течение недели он должен 2-3 раза погулять с ней. Потом пройти собеседование, заключить договор и продержаться неделю испытательного срока. Если всё хорошо, то хозяин должен присылать нам фото и видео отчёты. Нам ещё не возвращали собак после всех испытательных периодов, но иногда отказывались забирать их после определённых этапов.
Собак мы выгуливаем три раза в день, гуляем с ними по очереди – шесть собачек одновременно вывести проблематично. У нас есть кинологи, поэтому собаки знают много разных команд. Сотрудничаем с ветнадзором – ставим прививки, оформляем паспорта.
Гости приходят к нам пообщаться с собаками, либо если хотят завести собаку себе. Часто ожидания гостей не соответствуют действительности, они думают: «О, собаки! Сейчас они будут со мной играть». А наши собаки – спокойные. Может, потому что они уже взрослые. Может, потому что у них есть какая-то своя судьба. Они живут здесь сами по себе, захотели – подошли, погладились. Захотели – поиграли.
Мы хотим переехать в помещение побольше: чтобы отдельно была кофейня, отдельно помещение с собаками. Это будет такой социально-благотворительный проект. Еще мы решились на то, чтобы открыть свой фонд помощи собакам. А 24 марта проведём dog-конференцию с лекциями от кинологов и зоопсихологов.
У меня нет цели пристроить много-много собак. Есть желание отдать их в хорошие руки, и другая важная цель – изменить мышление людей. Когда человек уходит отсюда, в нём что-то меняется, он уже по-другому относится к собакам, даже перестаёт их бояться. Мы много всего рассказываем – про собак, какие они есть на самом деле, почему они могут укусить. Устройство собак не решает проблему бездомных животных, а изменение человеческого мышления – как раз самое главное».
Основатель
«Моя коллега, Анастасия Кравченко, работала на работе, но поняла, что это не её ритм жизни. При этом появилась проблема ненужных вещей – маленькая квартира, ребёнок. Она нашла информацию о «Спасибо!» – благотворительном магазине из Петербурга и вдохновилась. Закончила школу социального предпринимательства «Новотерра», стала тестировать свои идеи и начала сбор вещей: пыталась понять, что вообще люди приносят, какого оно будет качества. На самый первый сбор ей принесли только порванные кеды (она даже хотела их повесить в рамку). Потом Настя рассылала новость о сборе вещей по СМИ: тогда вещи в основном приносили взрослые люди, пенсионеры. На этом этапе я искала VK благотворительный магазин. Мне было это интересно, но сама бы я его не потянула – я маркетолог, а мне был нужен экономист, который будет считать цифры. Мы списались и поняли, что друг другу подходим: это был февраль, а в сентябре мы уже открыли первый магазин в ТЦ «Москва».
Мы хотели не только раздавать вещи, но и создать такое пространство, где можно что-то выбирать, находить дизайнеров. Плюс эта идея имеет социальный вес – можно помогать людям финансами и вещами. Кроме одежды у нас представлен ассортимент всяких дизайнерских штук, практически все они сделаны в Новосибирске. Ещё мы проводим лекции и мероприятия.
Вещи мы принимаем с помощью наших больших контейнеров – «густобоксов». Их можно найти в «Сибирском Молле», «Ройял Парке» и «Меге». Можно приносить вещи и в наш магазин. В месяц выходит больше тонны вещей, а перед праздниками – ещё больше.
У нас несколько этапов сортировки. Ветошь и вещи с неустранимыми дефектами идут на переработку: нельзя привести в порядок кожаную одежду, обувь, мех. Процентов девяносто из всех вещей отдаём нуждающимся. На раздачу отправляются и фирменные вещи – если они в неидеальном состоянии, либо больших размеров. Люди бывают приятно удивлены: «Как будто в магазин сходил – взял себе Bershka, Zara, Stradivarius». Добротные тёплые вещи больших размеров мы отдаем в фонд, который помогает бездомным. Классная, трендовая одежда оказывается в магазине. Но если её долго не покупают, то мы тоже направляем её в благотворительные фонды».
Основатель общественной компании «Марка Социального Предпринимательства» (Лондон)
«Первый раз я столкнулась с социальным предпринимательством в горнодобывающей компании в бедном месте Великобритании. Компания открыла офисное пространство, чтобы зарабатывать деньги, пустив туда других людей, и использовала стрит-арт, чтобы украсить это место. Это и вдохновило меня заняться социальным предпринимательством.
В Англии нет четкого перечня, в котором могут быть организованы социальные предприятия. Наша фирма пытаемся разработать стандарты, чтобы свести всё многообразие организаций к какому-то единому виду. Мы не просто сертифицируем социальных предпринимателей: сейчас мы разрабатываем систему сертификаций для тех предприятий, которые предоставляют трудоустройство людям с ограниченными возможностями здоровья. Над этой темой мы работаем совместно с правительственными департаментами.
Мы работаем и на международном уровне. Месяц назад в Шри-Ланке мы помогали женщинам, чьи мужья были против женской работы, организовывать социальный бизнес: создавать сумки, украшения, косметику.
Основная разница между социальным предпринимательством в России и Великобритании в том, что у нас социальное предприятие может быть абсолютно коммерческим. То есть люди могут заниматься любым бизнесом, но часть дохода направлять на решение социальных проблем. Социальным предпринимательством может заниматься и крошечная фирма, в которой работает 1-2 человека, занимающиеся хэнд-мейдом. Это могут быть и очень большие организации, университеты. Их объединяет убеждение, что социальная миссия – главное в их работе. И большая часть заработанных денег реинвестируется в социальные проблемы.
Я часто говорю, что мы работаем для того, чтобы совершить переворот в ведении бизнеса. Нам бы хотелось, чтобы бизнес приносил не только прибыль для ограниченного круга лиц, но и реинвестировал часть своего дохода в развитие сообщества, в котором он работает, в решение социальных проблем. Бизнес должен не просто тратить часть прибыли на корпоративную социальную ответственность, он должен стать частью чего-то большего.
Социальные предприниматели в Великобритании часто работают в сфере защиты природы. Популярны автомобильные клубы, члены которых могут по необходимости пользоваться клубными машинами. Тем самым они не обязаны покупать собственный автомобиль, что помогает уменьшить их количество. В клубе могут быть и электрические велосипеды, на которых удобно ездить по холмистой местности.
Многие организации работают с бездомными – это одна из основных проблем в Лондоне. Например, социальный предприниматель Джон Бёрд издаёт журнал The Big Issue, который продают бездомные – за счет этого они могут получать небольшой доход и как-то изменить свою жизнь.
Проявляется большой интерес к экотуризму и альтернативным источникам энергии. Некоторые социальные предприниматели занимаются проектами по снижению отходов, есть предприятия, которые работают над повторным использованием вещей: приводят в хороший вид старую мебель или перепродают её малоимущим по сниженной цене.
Интересно, что молодые люди готовы заплатить больше, но выбрать те услуги, которые имеют какую-то социальную, этическую или экологическую ценность. Миллениалы, «поколение Z» – нацелены не только на зарабатывание денег, но и на то, чтобы изменить мир.
До приезда в Новосибирск я никогда в жизни не видела котокафе и пёсокафе. В некоторых кафе или пабах Англии бывают кошки: они могут зайти, выйти, проблем нет. Но такой бизнес-модели я не встречала. Магазин «Gusto!» – яркий, светлый, привлекательный, я не видела таких благотворительных магазинов у нас. Здесь молодые люди продвигают совершенно новые способы заботы о животных, находят новые подходы к социальному предпринимательству. Очень приятно видеть, как много энтузиазма они вкладывают в свою работу. Мне кажется, что это знак нам на будущее».
Текст: Надежда Уколова
Фото: Наталья Пескова