Этим летом Новосибирск отмечает юбилей, поэтому жителей города ожидает множество мероприятий, приуроченных к этой дате. Одно из таких событий – выставка «125 лет моды в России», недавно открывшаяся в Краеведческом музее. Выставку оформил знаменитый российский дизайнер Кирилл Гасилин, а представил её историк моды, коллекционер, почетный член Российской академии художеств Александр Васильев, известный многим по проекту «Модный приговор».
На выставке можно увидеть более трехсот предметов женской и мужской одежды за последние 125 лет, поэтому легко прослеживается изменения жизни и вкусов от конца XIX века до начала XXI. Все представленные вещи принадлежат Фонду Александра Васильева. Он собрал более 65 тысяч предметов одежды - это одна из самых крупных частных коллекций на тему истории моды в мире.
Сибирский колорит выставки отразился в климате: создатели хотели показать не только летние вещи, но теплые, зимние. Особенность моды в России – очень плотные материалы. Европейские муслины и кружева совершенно не были адаптированы к нашей сибирской природе. Поэтому плотный бархат, плюш, отделка мехом и стёганые вещи были необходимы.
«Не нужно путать моду и ежедневную одежду, - подчеркнул Александр Васильев. - Многие, глядя на наряды, скажут, что так по улице у нас не ходили. Это не одежда для улицы. Это одежда для выхода, для званого вечера, для театра, бала, концерта. Мода – это всегда удел элиты. Одежда создана для всех. А мода только для тех, кто может за неё заплатить, - аксиома, которая и сегодня точно также видна всем».
Многие представленные здесь вещи – русского происхождения, остальные привезены из-за границы. Некоторая одежда была отреставрирована и перенизана – со временем нитки истлевают, бисер падает. Когда выбирали экспонаты для выставки, столкнулись с проблемой: многие платья элементарно не застегивались на манекенах. Дело в том, что они были сделаны на гораздо более стройных женщин. Многие из них носили корсеты с объемом талии в 50-55 см. Но это касается только первой части выставки, на которой представлены наряды конца XIX и начала XX века. В то время женщины старались закрыть шею, а декольте было уместно только в бальном платье. Самый модный и дорогой мех – горностай. Бальные платья всегда делались с треном – длинным шлейфом, поэтому кавалеры должны были быть очень внимательны при танце. Мужчины, как правило, одевались в черный цвет, который ещё в течение долгого времени господствовал в мужском гардеробе, исключительно с белой рубашкой, придающей официоз.
Начало ХХ века – эпоха вееров. Освещение было масляным, свечным или керосиновым – из-за этого в помещениях стояла невероятная жара. Поэтому веера были в моде лишь до появления электрического света. Это время было знаменито и шляпами. Чтобы они не улетали от сильного порыва ветра, дамы пользовались шляпными булавками: 22 сантиметра прочной нержавеющей стали прокалывали шляпку в трех местах через пышную прическу. А в чрезвычайных ситуациях булавки служили как средства самообороны.
В 1910 годах знаменитый дизайнер Поль Пуаре предложил женщинам поднять линию талии и снять корсет. А во время Первой Мировой Войны женщины стали активнее пользоваться транспортом, ходить на работу, заменяя призванных в армию мужчин. В это время дамы впервые подстриглись. Причина - недостаток горячей воды, недостаток шампуня и невозможность высушить волосы в неотапливаемом помещении. Кроме того, все платья прошлого застегивались
со спины: одеваться помогали кавалеры, прислуга и гувернантки. Как только началась война – женщины стали одеваться сами. Застежки перемещаются со спины вперед, платья одеваются через голову. Появляется стиль милитари, зарождается цвет хаки, меняют форму шляпки.
В 20-е годы частное производство в СССР было не очень помпезным, но существовал небольшой импорт из-за границы. На платьях появляются фальшивые брильянты и бахрома, а туфли обзаводятся перепонкой, – чтобы во время отплясывания чарльстона обувь не улетела в другой конец зала. Модными становятся длинные бусы из искусственного жемчуга и вискозные шали из «Торгсина». А в 30-е годы появляется крой по косой и мода на розовый.
После 44-го года возникает трофейная мода. На выставке даже можно увидеть платье, которое, по легенде, принадлежало Еве Браун.
За каждым нарядом – своя история. Здесь есть костюм из стеганого шелка, который Коко Шанель подарила Майе Плисецкой. Платье, сшитое Галиной Брежневой. Платье Юлии Борисовой из спектакля «Варшавская мелодия», ради которого пришлось изрезать другой наряд, чтобы сделать вставки из тюля. Платье в стиле хиппи, принадлежавшее Татьяне Анциферовой, спевшей на закрытии Олимпиады-80 «До свидания, Москва». Костюм «Перестройка», в котором выступала Лайма Вайкуле, считавшаяся иконой стиля в 90-е годы.
В последнем зале можно увидеть наряды российских модельеров XXI века: Татьяны Парфеновой, Яниса Чамалиди, Игоря Чапурина, Татьяны Котеговой, Кирилла Гасилина и многих других.
«Я надеюсь, что публика будет правильно реагировать на нашу выставку, - поделился Александр Васильев. - Это огромный урок для тех, кто хочет воспитывать вкус, заниматься модой, театром, балетом, оперой. Для тех, кто хочет писать об этом или просто интересуется instargam».
Текст: Надежда Уколова
Фото: Наталья Смольянинова