26 июля в 57 раз открывает свои двери Летняя Школа СУНЦ НГУ. Здесь, в Академгородке, учащиеся 8,9 и 10 классов, приехавшие из разных уголков нашей страны проводят месяц, который без преувеличения можно назвать путешествием в мир естественных наук и погружением в атмосферу развлечений и интеллектуальных игр.
Ежегодно «летка» принимает в свои ряды около 600 учащихся с разных школ и городов. Они знакомятся, учатся, отдыхают, а в конце месяца сдают вступительные экзамены, чтобы попасть в одну из лучших школ России – СУНЦ НГУ (Специализированный научный центр при Новосибирском Государственном Университете) или, по-простому «Новосибирская ФМШ», которая, кстати, вошла в «Топ-3» школ страны.
Нина Арзяева, выпускница СУНЦ НГУ, заместитель директора ЛШ-2018 по воспитательной работе
Что такое «ЛШ»
«Летняя школа – это лето, учеба и, возможно, отдых. Дети приезжают для того, чтобы не только учиться, но и переключиться от своих домашних дел, получить новые впечатления, а самый лучший отдых – это смена деятельности. Суть летней школы – набрать одаренных детей из разных уголков России, чтобы они дальше продолжали обучение в таких условиях, где люди, которые реально сталкиваются с наукой, могут в прикладном варианте объяснить учащимся, как, например, работают законы физики и химии, рассказать, что такое биология. Показать, что наука – это не только какие-то занудные формулы и бесконечные статьи, а это интересный процесс, где есть «красота» математики и увлекательные химические опыты. Главная цель – чтобы дети захотели дальше учиться в ФМШ. Мы позиционируем себя не как какой-то профильный лагерь, а именно как школу, где происходит погружение в «предучебный» процесс».
Поступление
«Набор в летнюю школу проводится задолго до ее начала. По регионам ездят представители СУНЦ и проводят собеседования на различных олимпиадах и по итогам собеседований рассылают ученикам школ приглашения. Также приглашение можно получить, если ребенок является призером перечневых олимпиад. У ребят, которые не участвовали в олимпиадах, тоже есть шансы, поскольку непосредственно перед началом ЛШ проводится набор по собеседованию».
Жизнь в «летке»
«После поступления в летнюю школу ученика ждет, во-первых, жесткая дисциплина (я, как зам. по воспитательной работе, должна была это сказать). Во-вторых, интересные пары, занятия и семинары. Я также когда-то приехала летнешкольницой, и мне было интересно все: физика, химия, биология, которую я, кстати, очень не любила. Учеба – это первая половина дня. Во второй – развлечения, различные квесты, много общения. Любой день в летней школе очень насыщенный: подъем в 7:00, зарядка, пары, 4-разовый прием пищи, различные экскурсии по Академгородку и Новосибирску, инженерные спецкурсы, защита фантастических проектов, «Что? Где? Когда?», спортивные мероприятия, дискотеки, концерты, где каждый может проявить себя. Летнешкольнику просто не будет времени скучать, каждый может выбрать, что ему по душе».
Своя «фишка»
«Мы отличаемся от других летних школ и лагерей тем, что к детям изначально относятся, как к «маленьким взрослым», им дается больше свободы. Дети у нас не ходят строем, они могут свободно гулять в пределах Академгородка. Ну и важное отличие – атмосфера. Воспитатели, которые когда-то также учились в летней школе и ФМШ, очень неравнодушно относятся к своей работе, к общению, времяпрепровождению детей и могут найти к учащимся свой подход. В обычных лагерях как? Смена прошла и все забывается, попрощались и на следующий день чужие люди, а «летка» это надолго».
После того, как успешно пройден этап поступления, летнешкольников распределяют по классам и заселяют в общежития. Наступает почти университетская жизнь, но с небольшим дополнением – у каждого класса есть воспитатели. Их задача – стать для учеников другом и старшим товарищем.
Дарья Вылегжанина, выпускница СУНЦ НГУ, воспитатель летней школы 2015 и 2017
Главная задача
«Я закончила ФМШ в 2013 году и за два года до этого я сама была в летней школе. Когда я в 2015 году задумалась о том, чтобы пойти работать туда воспитателем, эта мысль меня очень вдохновила, в первую очередь, потому что мне хотелось, чтобы это продолжало оставаться частью моей жизни. А через возможность работать в «летке» это осуществимо.
Главная работа воспитателя – работа с детьми, которая включает в себя помощь им в организации своего времени, передачи информации о том, какие здесь правила и что будет происходить в летней школе. Еще одна неофициальная задача – сделать так, чтобы месяц ребенка получился насыщенным, интересным и комфортным».
Сложности
«Всегда в работе воспитателя возникают определенные проблемы, которые надо решать. Я бы разделила их на две категории: «та, которая влияет на класс» и «та, которая не влияет на класс». Бывают дети, которые грустны или обособленны, а бывают такие, которые дезорганизуют весь класс. Подходы к решению есть разные. Если ты видишь, что это личная проблема ребенка, то в первую очередь нужно поговорить с ним лично или, что реже, поговорить с его родителями. А когда проблема выходит за рамки организованности класса, то, тогда следующим шагом после общения с ним, будет разговор на общем собрании. Возраст детей от 14 до 17 лет и все они очень разные, из разных городов, разных семей, все по-разному повзрослевшие. Воспитателю важно создать из этого разнообразия коллектив класса. Очень интересно узнавать каждого из них, но при этом и очень сложно».
Помимо воспитателей важными для летнешкольников являются и другие люди. Их отличительный знак – яркие платки на шее. Это комсотряд – ребята, которые только-только стали выпускниками ФМШ. Этот месяц – последний для них в стенах этой школы. Именно они отвечают за различные мероприятия и развлечения, которые скрашивают летнешкольные учебные будни.
Степан Куценогий, выпускник СУНЦ НГУ, куратор комсотряда ЛШ-2018
Лучшие из лучших
«Комсотряд это люди, которым нравится проводить время в ФМШ. Как мне кажется, они за время своего пребывания в школе полюбили это место и теперь готовы ещё 1 месяц провести здесь, правда, уже работая. Вообще, каждый человек в комсотряде по своему талантлив, причём это не обязательно пение, танцы или спорт, кто-то, например, умеет хорошо организовывать других, что, конечно, является полезным навыком для работы в летней школе, т.к. дел у ребят будет много, а времени на их выполнение мало. Отбор «комсы» проходил в два этапа. Первый этап это просто собеседование, где каждый рассказывал, что он умеет, что он уже сделал для школы, чего ждёт от августа. Затем те, кто прошёл первый этап готовили номера на несколько мероприятий. В ходе этой работы стало видно, как ребята взаимодействуют друг с другом, кто, что делает для команды, и по итогам второго этапа остался 21 человек».
Зоны ответственности
«Вообще, в комсотряде все отвечают за всё, каждый должен быть готов в любой момент подменить своего коллегу, если тот по каким-то причинам не справляется с заданием. Но, разумеется, у каждого есть первоочерёдные обязанности. Есть поварята, это ребята, которые работают в столовой, они помогают поварам накрывать столы, разливать напитки, таскать тяжести. Физорги отвечают за проведение спортивных мероприятий, соревнований, а также именно они первые встречают летнешкольников каждое утро, так как проводят для них зарядку. Культорги следят в целом за мероприятиями, они пишут сценарии, распределяют роли для всех остальных членов комсотряда. Художники отвечают за визуальную часть летней школы, они рисуют афиши, плакаты, оформляют сцену. Также в этом году у нас появилась новая должность - человек, отвечающий за видео, это связано с тем, что в последнее время все большую часть нашей жизни занимает именно видеоконтент, и мы просто не могли никак на это не отреагировать. Ну, и конечно, как и в любом коллективе, в комсотряде есть главный - командир, помимо того, что он должен руководить всеми остальными, именно он в случае чего должен быть готов подменить каждого человека на любой из должностей. Хоть все они уже и сотрудники школы, но ещё пару месяцев назад они сами были школьниками, поэтому кто-то все-таки должен за ними приглядывать. В мои обязанности входит следить за тем, чтобы они работали по плану, и каждое мероприятие было готово в срок».
Доставлять позитив
«Главная задача комсотряда – чтобы ученики запомнили «летку» на всю жизнь. Дело в том, что дети приезжают в новое для себя место, уезжают от родителей, кто-то впервые в жизни оказывается далеко от дома. И именно комсотряд в состоянии стать другом для каждого из ребят, помочь им открыть для себя такое прекрасное место, как наш Академгородок. Для этого каждый «комсенок» должен быть открыт, всегда должен быть готов поговорить с летнешкольником, дать ему какой-то совет именно с позиции товарища, а не воспитателя. Ну, и второе, чтобы ЛШ запала детям в душу, и они захотели остаться здесь, комсоторяду просто нужно много и усердно работать, как бы банально это не звучало. Летняя школа идёт всего три недели, и за это время «комсята» должны дать ученикам такой заряд энергии и положительных эмоций, чтобы даже те, у кого не получится остаться в этом году, захотели вернуться сюда в следующем».
По итогам августа кто-то поступит в ФМШ, кто-то нет. У кого-то будет возможность приехать в «летку» еще раз, а кто-то будет заканчивать школу в своем родном городе. Летнешкольники в этот месяц должны забыть слово «скука», найти новых друзей и погрузиться в мир естественных наук, который им вряд ли забудется.
Если вы заинтересовались вопросом поступления в ЛШ или СУНЦ НГУ, то всю информацию можно найти в группе Вконтакте https://vk.com/letka17 или на сайте http://sesc.nsu.ru/letka/.
Текст: Кирилл Овечкин
Фото: Кристина Камаева, из личного архива экспертов