Не так давно в нашем городе завершился пятый фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит», объединивший в себе театры Сибири, Урала и Дальнего Востока. Фестивальный марафон длился девять дней, и за это время было показано 18 спектаклей большой и малой формы. 11 из них стали лауреатами.
Ненастная погода, царившая в городе во время фестиваля, как нельзя лучше поспособствовала наполненности залов. Вариант идти на пляж отпадал, и новосибирцы могли спокойно заняться собственным культурным просвещением. К тому же, как отметил председатель жюри Адольф Шапиро, на этом фестивале не было разделения спектаклей на эстетские и коммерческие. Театры научились грамотно совмещать зрительский интерес с художественным, поэтому постановки притягивали самую разностороннюю аудиторию.
Говоря о тенденциях минувшего фестиваля, директор театра «Красный факел» Александр Кулябин отметил, что в театральных коллективах появилось очень много талантливой и перспективной молодёжи. Театр омоложается. Также этот «Ново-Сибирский транзит» вышел самым «густонаселённым» – практически в каждом спектакле было задействовано больше количество артистов.
Ещё одна из особенностей фестивальной афиши - это обращение к историческим и трагическим темам нашей страны и мира. На пятом «Ново-Сибирском транзите» были показаны постановки, в которых затрагивались темы войны, репрессий, фашизма, тоталитарного насилия. Такими работами стали спектакль «Я.Другой.Такой.Страны» о советских мифах (Красноярский театр драмы им. Пушкина), «Искупление» по Фридриху Горенштейну о девушке, донесшей на мать за воровство (Омский академический театр драмы), историческая фантасмагория «Жди меня… и я вернусь», основанная на воспоминаниях лагерного культорга (Норильский драматический театр), постановка «Дознание», в основу которой легли протоколы допросов с Аушвицкого процесса (Хабаровский ТЮЗ). Спектакль «Папин след» (Омский государственный Северный драматический театра им. Ульянова), созданный по повести Гуго Вормсбехера «Наш двор» о жизни советских немцев в годы Второй мировой войны, получил премию ассоциации критиков России «За художественную убедительность, искренность и современность в осмыслении прошлого».
«Мне кажется важным, что театр говорит об этом очень убедительно, - поделилась театральный критик и член жюри Анна Банасюкевич. – Он делает это разными способами: и более-менее традиционного театра и какими-то экспериментальными. И по реакции зрителей чувствуется, что эта тенденция находит очень личностный отклик».
Ирина Алпатова, театральный критик и член жюри, охарактеризовала минувший фестиваль как актёрский: «Здесь такое количество хороших актёрских ансамблей, что когда мы пытались присудить награду, у нас просто глаза разбегались. И это, мне кажется, тоже принципиальное явление. Я безумно люблю режиссерский театр, но без актёров театр не двинется дальше».
Кроме того, спектакли стали значительно длиннее. Если ещё совсем недавно традиционная постановка длилась полтора часа, то теперь режиссёры «повзрослели» и перешли к более смелым и развёрнутым формам работы.
Впервые на фестивале работало молодёжное жюри, в состав которого вошли молодые театральные критики из Москвы, Омска, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Приз молодёжного жюри «За лучшее художественное воплощение документального материала» – получил спектакль «Полёт. Бильчирская история» Бурятского академического театра драмы. В основу постановки легли реальные свидетельства жителей старого Бальчира, который ушёл под воду при строительстве Братской ГЭС в 1961 году.
Не остались без внимания и новосибирские театры. Театр «Старый дом» получил награду за «Лучшую работу режиссёра» в спектакле «Я здесь», постановка «Иллюзия» «Красного Факела» взяла награду за «Лучшую работу художника», а актёр «Красного факела» Григорий Шустер был удостоен особой премии «За честь и достоинство». Лучшим же спектаклем фестиваля признали постановку «Пианисты», созданную по роману Кетиля Бьёрнстада новосибирским театром «Глобус». Полный список лауреатов: http://transit.red-torch.ru/
Текст: Надежда Уколова
Фото: Фрол Подлесный