«Микки-Маус», «Рик и Морти» и «Дэдпул»

Российская комикс-культура сегодня

Если в последний раз вы сталкивались с комиксами в формате тонких журналов про Микки-Мауса, то вероятно удивитесь, узнав, что сегодня эта индустрия в нашей стране шагнула далеко вперёд: во многих городах появились комикс-шопы, которые продают переведённые новинки зарубежных издательств, а также русские комиксы на любой вкус.


Явление комиксов в России сейчас популярнее, чем когда-либо. Мы решили разобраться, что же происходит в этой сфере и поговорили с Артуром Сафаровым, владельцем магазина Comicz Era в Новосибирске.

автор1.png
Артур Сафаров — владелец магазина Comicz Era

— Почему ты решил открыть магазин комиксов? 

— Четыре года назад понял, что хочу чем-нибудь заниматься, но не работать на работе, которая не нравится, а делать что-нибудь своё. Долго перебирал варианты — я тогда качался, и думал, открою магазин спортивного питания. Но, в итоге, пришел к тому, что буду развивать другие увлечения. Вот так и получился магазин.

— С какими трудностями столкнулся при открытии? 

— Когда мы открывались не было никого, кто мог бы тебе подсказать что-нибудь об этом, поэтому всё приходилось делать самим. Сейчас все иначе: есть курсы для предпринимателей, где рассказывают о том, как начать своё дело, как документы заполнять, куда сдавать отчётности и всё такое.

— Чем твой магазин отличается от других магазинов комиксов? 

— Магазинов комиксов почти нет в России. Чем он отличается? Он просто есть.  

рик и морти.jpg— Какое отношение к комиксам в нашей стране было, когда магазин открылся? 

— Да оно и сейчас такое же.

— Какое? 

— Со стороны старшего поколения — негативное; со стороны младшего (14-16 лет) — непонимание. Только ребята моего возраста, примерно от 16 до 30 лет, точно читают, и не скажут, что это — «фигня для детей».  

— Приходили ли посетители, которые резко-негативно относились к комиксам и при этом стремились тебе об этом рассказать?  

— Да, когда только открылись такое было. Бабушки, дедушки приходили и говорили, как вот раньше воевали, а мы, видишь, комиксами торгуем.

— Вообще, что самое смешное у тебя когда-либо спрашивал посетитель? 

— Смешное не могу вспомнить. Могу назвать самые часто задаваемые вопросы: «Как пройти в туалет»? и «Как попасть на четвертый этаж»? Мы находимся на третьем. 

— Какие комиксы ты можешь назвать самыми популярными среди покупателей?

— «Рик и Морти», «Дэдпул». Особенно «Дэдпул уничтожает вселенную Марвел» — это непревзойденный хит продаж в России. Ну, и «Гражданская Война». Вышел фильм, всем понравился, и многие захотели ознакомиться с первоисточником.

вит терлецкий.jpg— Существуют ли годные русские комиксы? 

— Существуют. Их много, но надо уметь искать. Индустрия в России еще только развивается, и люди не всегда представляют, как работают комиксы, но хотят их создавать. Это похвально. Если человек «такое себе» делает, это не значит, что его не стоит поддерживать. Он начинает работать, у него появляются первые читатели, а вместе с ними — желание развиваться. Но у наших авторов нередко болезненное восприятие критики. Особенно, у художников. Когда им пишут «мне работа не нравится», или сравнивают с другими, они болезненно реагируют. Есть много хороших авторов.Те, кто начали давно, сейчас уже профессионалы: Виталий Терлецкий, например.  

— А есть ли успешные комиксисты из Новосибирска? 

— В Новосибирске нет крупных издателей комиксов, но есть много талантливых художников. Они либо занимаются самиздатом и выпускают свои работы небольшими тиражами, либо печатаются в Санкт-Петербургских и Московских издательствах. Из тех, кто прям хорошо делает, и кого мы продаём, могу назвать D’art’а, Карнессу, и Сову.

дэдпул1.png— Почему ты считаешь, что лучше читать комиксы именно в бумажном виде, а не в электронном?  

— Это не только к комиксам относится, многие скажут, что приятнее держать книгу в руках, чем сидеть перед экраном, потому что устают глаза. Цветопередача на электронных устройствах разная, а при печати пытаются добиться цвета, каким его изначально задумал автор. На самом деле, просто приятно держать комикс в руках. Это не только предмет, который «просто прочитал и забыл», но и предмет коллекционирования.  

— Как ты относишься к мнению о том, что комиксы — это просто детские книжки с картинками? 

— Ну да, это детские книжки с картинками. Ладно, я шучу. Все зависит от конкретного комикса, от автора. Есть детские книжки с картинками, а есть сложные, тяжелые работы, типа «Мауса». Даже среди супергеройских изданий выпускаются комиксы для разных аудиторий. Например, про Человека-паука, есть и простые примитивные работы, а есть тяжелые драматические произведения. 

хранители.jpg— Самый лучший комикс всех времен и народов? 

— Такого нет. Зависит от времени. Есть, например, «Хранители». Они знаменитые и раньше часто попадали в топы книжных бестселлеров, куда другие комиксы не ставят. Однако сегодня уже есть работы намного лучше. И это не потому, что Алан Мур (автор «Хранителей») плох, а потому, что сейчас другое время. Все зависит от обстановки, развития технологий и актуальности определённых проблем.  

— Какого супергероя хотел бы нанять на работу?  

— Либо Флэша, либо Найткроуллера, потому что тогда мне бы не приходилось тратить столько времени на дорогу до работы и домой. Доставку на дом еще сделал бы. 

— Посоветуешь нам 5 комиксов, достойных прочтения? 

1. Вышеупомянутые «Хранители»; 
2. «Роман, победитель ласточек», вообще люблю Терлецкого; 
3. «Совершенный Человек-паук». Я считаю, это одна из лучших арок про Паука (возможно, потому что главный герой здесь не Питер Паркер);
4. Что угодно от Брайана Ли О’Мэлли, «Шансы», например, или «Скотт Пилигрим»; 
5. Пятым будет тоже целый автор — Джефф Лемир, отличные работы, например, «Графство Эссекс».

— Спасибо, Артур!

Друзья, вместе с Comicz Era мы проводим конкурс репостов. Если вы живёте в Новосибирске, то можно выиграть один из двух комиксов. Подробности в нашей группе во «ВКонтакте»

Разговаривал: Юлий Жданов


Возврат к списку