Что, если можно было бы сначала поработать инженером, и только потом решить, хочешь ли ты им быть? Рассказываем о крутом проекте — Детская Фабрика игрушек, где подростки сначала познают профессию и только потом выбирают ее в качестве дела всей жизни.
Когда подросток хочет стать актером, он, как правило, представляет себе красную дорожку и себя в главной роли. Никто и не подумает предупредить его, что актёров много и не все роли — главные, а жизнь артиста — это изматывающие репетиции, километры зубрежки текста и бесконечный недосып из-за бешеного графика. И так с любой профессией. Чтобы решить, кем ты хочешь стать, нужно знать все подводные камни и трудности ежедневной работы.
*Детская фабрика игрушек — проект Городского центра проектного творчества. Центр выступает работодателем и информационным партнером проекта. ЧУДО «Школа НООГЕН» — грантополучатель и организатор учебного процесса.
Надежда Андреева, руководитель МАУ «ГЦПТ»: «На наш взгляд, главное – это получение реального производственного опыта на предприятии на ключевой позиции. “Я это делал” — вот что должно стать основой выбора профессии».
Где это возможно?
Детская фабрика игрушек — первое в России подростковое производство, где работают школьники от 14 до 17 лет под руководством профессиональных наставников. Здесь детей обучают промышленному дизайну, а потом берут их на работу в качестве полноправных сотрудников.
За время обучения подростки учатся работать в графических программах и на станках с ЧПУ, создают эскиз и уникальную модель собственной детской игрушки.
Как это устроено?
Детская фабрика игрушек и курс «Промышленный дизайн» работают в тандеме.
Надежда Андреева: «На фабрику попадают ребята, которые прошли курс, а на курс — только те, кто уже умеет работать в графических программах, хорошо рисует и креативит. На «Промышленный дизайн» нередко приходят и после курсов технического творчества: дети уже много чего умеют, но не знают, где себя применить».
Курс «Промышленный дизайн» является первым этапом обучения и обязателен к прохождению. Студенты учатся компьютерной графике, моделированию изделия и изготовлению его прототипа на станке с ЧПУ.
Надежда Андреева: «Уже на курсе ребята получают производственную задачу — придумать идею игрушки или игры и создать ее прототип. Задача зависит от текущего заказа: если фабрике нужно сделать коллекцию игрушек для театра — в этом направлении будут работать и студенты».
За время обучения каждый студент выступает в качестве проектировщика, графического дизайнера, художника и оператора станка. Это позволяет ему узнать весь спектр профессий воочию и выбрать инженерную специальность осознанно, основываясь на собственном опыте, а не на иллюзорных представлениях.
На курсе, в рамках учебной задачи, подросток доводит проект игры до прототипа, выполняет 40% готовности заказа.
Вторая часть обучения — работа на фабрике. После завершения курсов студенты становятся официальными сотрудниками МАУ «Центра городского проектного творчества» в проекте «Детская фабрика игрушек» на ближайшие 10 дней. В будни, по 4 часа ежедневно, они будут дорабатывать проекты до полной реализации.
Что это даёт подростку?
Подросток участвует во всех этапах производства и понимает, как они устроены и чем отличаются друг от друга.
Геннадий Асиньяров, директор ЧУДО «Школа НООГЕН»: «Наши студенты признают, что теперь то они понимают как делаются игрушки, знают как выглядит вся производственная цепочка: от эскиза до прототипа. Подростки понимают, как разрабатываются игры. Они умеют моделировать, переводить макет в плоский рисунок, программировать станок и доводить проект до результата».
А еще, это влияет на восприятие обучения как такового:
Геннадий Асиньяров: «Становится понятно, почему необходимо изучать кривые Безье, для чего осваивать технику безопасности при работе на станке с ЧПУ… Знания геометрии, математики, стереометрии и физики работают в одной связке, и это в серьезной мере влияет на собственную образовательную траекторию подростка в дальнейшем».
72 академических часа — срок, за который нужно придумать и сделать игрушку или настольную игру. Это учит ответственности перед фабрикой: подросток не образовательную программу осваивает, а решает производственную задачу. Плюс: работа в команде, а это значит, что расслабляться нельзя — подведешь других.
В период стажировки на «игрушечном» производстве подросток выступает в роли эксперта — ведь не так давно он сам был ребенком. Опыт в настольных и компьютерных играх помогает ему понять, какими качествами должен обладать конечный продукт.
Что дальше?
По окончании курса каждый студент получает Сертификат от ЧУДО (частное учреждение дополнительного образования) «Школа НООГЕН». Организация является получателем президентского гранта и имеет образовательную лицензию.
Как только срок работы завершен, а игрушка готова, подросток получает плату в размере 4 700 рублей. В исключительных случаях договор найма может быть заключен ещё на 10 дней.
Нина Зеленина