5 февраля состоится премьера спектакля «Первого театра» по пьесе Ярославы Пулинович «Наташина мечта». Актриса Дарья Тропезникова рассказала нам о будущем спектакле, актёрском волнении, своих мечтах и о том, как важно не бояться совершать ошибки.
Совсем недавно начался новый год. Ставили себе какие-то цели на 2017?
Главная моя цель – поехать летом на море, сменить картинку. Нет, конечно, в творческом плане – это работа, хочется развиваться. Сейчас мы готовим две премьеры: «Наташина мечта» и «Как ставится пьеса».
Очень хочется, чтобы, наконец, новую площадку нашего «Первого театра» открыли. И спектакли жили уже на нашей сцене. Ну, конечно, найти парня (смеётся). Купить квартиру. Машину… Но это уже на жизнь. Подальше. В будущее если заглянуть. Как-то так. На море, конечно, очень хочется.
Собственно, по пьесе «Наташина мечта». Как она – нравится вам? Чем близка?
Материал мне очень нравится. Около года назад в театре был конкурс самостоятельных работ, и все делали отрывки из каких-нибудь пьес, которые могли стать заявками к будущему спектаклю. Я взяла «Наташину мечту» Ярославы Пулинович.
Вроде бы, моя Наташа – такая быдловатая девочка из детдома, без родителей – но в этом персонаже столько нежности, скрывающейся за маской от мира и его непонимания, столько всего творится внутри у этой шестнадцатилетней героини. И мне это очень близко. Я не скажу, что жила в детдоме, но в каких-то моментах я её хорошо понимаю. Я жила в небольшом городке, у меня были похожие знакомые.
Сначала предполагалось, что это будет моноспектакль, но сейчас мы репетируем втроём – будет три Наташи – и, мне кажется, вырисовывается интересная история.
Каждая героиня в спектакле произносит монолог. Как вы запоминаете такие длинные тексты?
Я обожаю этот вопрос! Потому что у меня все абсолютно родственники спрашивают: «А как? Как?» Я сама не знаю, как это происходит. Ты просто читаешь, вчитываешься в текст; идут репетиции, ты на них всё проговариваешь, вникаешь в материал. Режиссёр дает какие-то определенные задачи, в голове вырисовывается образ, и ты запоминаешь текст в связи с этим образом.
А есть у артистов какие-нибудь специальные приёмы разучивания текстов?
Вообще мне ещё очень хорошо помогает переписывание роли в тетрадку. Пишешь либо записываешь на диктофон, потом слушаешь. Хотя я так не делала, я просто записала один кусок, но ещё ни разу не слушала (смеётся).
«По сути, ненормативная лексика в пьесе – это приём, это крик души героини.…» |
В пьесе есть нецензурные выражения. Как вы вообще относитесь к мату в тексте?
Вот что касается монолога моей Наташи, нецензурные выражения там совершенно органичны, к тому же их немного. По сути, ненормативная лексика в пьесе – это приём, это крик души героини. Она по-другому просто не умеет говорить¸ поэтому у неё и проскакивают такие штуки. Разумеется, в спектакле мы это убираем. Остаются только некоторые шероховатости, потому что если уж совсем всё убрать, то не будет Наташи, её образ полностью не раскроется.
Конечно, нецензурная лексика – это не очень хорошо, но я к ней отношусь лояльно. Нет-нет – да и ляпну (смеётся).
Расскажите немного о готовящемся спектакле «Как ставится пьеса».
Мы недавно начали над ним работать, премьера ожидается в марте. Это будет динамичный и весёлый спектакль по произведению Карела Чапека. Будет и сочетание различных жанров, и актёрские перевоплощения. По сути, спектакль о том, как работает театр: мы расскажем зрителю про дирекцию, про администрацию, про актёров, покажем изнанку театральной жизни. Этот проект мы готовим совместно с Театральной компанией «Гамма».
«Артистка? Да ты что! Ой, зажжём! Нас сейчас Дашка будет веселить...» |
Вы волнуетесь перед тем, как выйти на сцену?
Ну, конечно!
И как боретесь с этим?
Это не такое волнение, когда тебя всего трясёт, и ты не понимаешь, что с тобой происходит, и срочно надо пить успокоительное. Наш мастер в театральном институте всегда говорил, что вот это волнение нужно аккумулировать в эмоцию. То есть ты волнуешься перед выходом на сцену, а на сцене ты должен энергию волнения преобразовать во что-то такое, чтобы зрителей просто волной снесло. Это волнение такое, как бы объяснить… Вот знаете, когда ты стоишь на крыше и вниз смотришь, и вот сейчас подходишь к краю, выходишь, выходишь… и выходишь на сцену. (вздыхает) Ааа… здорово! Поэтому волнение очень даже приятное.
Читала, что вы хотели бы сыграть Анну Каренину. Почему? И каких бы героев из книг, из пьес ещё хотели бы сыграть?
Ведьма Олеся из рассказа Куприна. Вот в «Наташиной мечте» про неё героиня и говорит: «А что, прикольно, Олеся руками помахала и ничего делать не надо»! Почему Анна Каренина – не знаю… Нравится Толстой как автор. Я прочитала «Войну и мир», причем ничего не пропуская, вместе с войной. Прекрасно! А «Анну Каренину» читала просто взахлёб. У этой героини прекрасно прописана судьба – многострадальная, драматическая.
Мне очень нравится «Наташина мечта». (превращается в Наташу) Вот, вот это вот всё по-простому, нормааально. (превращается обратно) Мне так хочется это сыграть! Или какую-нибудь оторву, или какую-нибудь прям злющую стерву. Конечно, хочется всё попробовать – и лирических героинь, и любовных, и трагедийных.
У вас есть какое-то своё актёрское амплуа?
Так часто бывает, что, допустим, пышечка всех смешит, или кто-то всё время драматические роли играет, но в нашем театре такого нет. У нас сегодня ты можешь играть лирическую героиню, а завтра – бабушку. В репертуаре «Первого театра» был спектакль «Фабричная девчонка», который, кстати, возможно, восстановят. Я там играла возрастную роль: все девочки играли девочек, а я играла Анну Петровну, маму. Но ни у кого даже вопросов не возникало, что мне всего лишь 23 года, и я играю мать, у которой взрослый сын. Так бывает.
А в целом, какие у вас мечты? Есть ли какие-то детские, которые вы осуществили?
Ну, конечно, я с детства хотела быть артисткой. Показывала спектакли и концерты дедушкам, бабушкам во дворе. Конечно, был период в школе, когда я думала, что, может быть, хочу быть судьёй? Или милиционером? Но я всё-таки поступила в театральный институт. И каждый раз, когда работаю над ролью, такое ощущение, будто что-то осуществляю, происходит что-то значительное.
Используете ли вы в жизни какие-то театральные наработки? Или, наоборот, в театре выплёскиваете то, что в жизни накопилось?
Иногда бывает, что в свою роль тебе же нужно что-то «подложить». Например, мне нужно выйти на эмоцию, на слёзы. И если в душе накопилось, то это можно использовать. А что в жизни я театр какой-то использую – нет. Наоборот: «Ты где работаешь?» – « Бухгалтером!» Потому что обычно люди реагируют как-то так: «Артистка? Да ты что! Ну, давай! Ой, интересно будет, наверное, с тобой. Ой, зажжём! Нас сейчас Дашка будет веселить...» И ты так сразу – упс, немножко… Не знаю, может, кто-то и использует. Я – нет.
А как проводите свободное время?
Я преподаю актёрское мастерство и сценическую речь в студии «Ералаш». Мы там снимаем ролики, смешные истории. Спорт – спортзал очень люблю. Иногда какие-то подработки появляются помимо театра. Ну, а так – веселюсь. Общаюсь с друзьями. Путешествую… По Новосибирской области.
Где вы берёте энергию для творчества? Ведь бывают ситуации, когда устаёшь, не хочешь ничего делать, хочется весь день лежать в кровати и никуда не ходить, а надо выйти и зажечь.
Выхожу и зажигаю. Откуда? Я даже не знаю, откуда беру. Из кармана? Энергия, приди! (смеётся) Если уж совсем нет сил на спектакль, нужно немножко себя расшевелить: когда тело в рабочее состояние приводишь, то что-то там загорается. А если так и не появилась, то ты выходишь на сцену – там свет, у тебя партнёр. Хочешь-не хочешь, а всё придёт.
Откуда вы черпаете вдохновение?
Из книг, фильмов. Мы ходим на спектакли к своим коллегам – смотришь, как интересно выбран жанр, существование актеров, и думаешь: «О, я в такой работе хотела бы быть задействована».
Всем советую прочитать «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса. Посмотрите спектакль театра «Красный Факел» – «Довлатов. Анекдоты», а к нам приходите на «Наташину мечту» или на «Как ставится пьеса», либо на «Двенадцатую ночь», либо на «Квадратуру круга». У нас все спектакли хорошие. И посмотрите фильм – немецкий, «Жизнь других». Обязательно!
«Куда бы ты ни шёл, ты берешь с собой себя» |
Где вы видите себя лет через пять, например?
(после долгой паузы) Дело в том, что во мне борются несколько личностей... Не знаю, через пять лет? В профессии я буду, это точно. А где я буду – там посмотрим, как пойдёт.
Именно театр или сериалы, кино?
Мне больше нравится театр. Это всё равно другое, другая энергия, когда ты от зрителей что-то получаешь взамен. Хотя съёмки – тоже интересно.
А если в кино сниматься, то у какого режиссёра?
Только в Голливуде.
Может быть, есть какой-нибудь другой, интересный вам, театр?
У меня такого нет. Потому что, куда бы ты ни шёл, ты берешь с собой себя. В любом театре есть свои проблемы. Всегда будут ситуации, которые тебе не нравятся, всегда будут переживания. Но мне хочется всё-таки дотерпеть и посмотреть, как откроется площадка «Первого театра». Потому что планы-то у нас грандиозные, и хочется их осуществить.
А расскажите какую-нибудь смешную историю из жизни театра?
Хаа! Представьте, идёт спектакль – сказка. И исполнитель одной из ролей играет обморок. Замечательно играет! Ну, просто прекрасно. И вот он закрыл по-настоящему глаза. А его так поставили, что он должен, как бы стоя в этом обмороке, существовать. И актер, видимо, слишком вжился в роль на сказке – он делает шаг и падает со сцены. Просто упал к ногам в зрительный зал. Дети переполошились: «Мама, это так надо?» Ну, что ему делать?! Он пытается в обмороке заползти на сцену. И весь спектакль такой задорный, глаза блестят. Выходит со сцены, его спрашивают: «Больно было?» – «Не, мне не больно». Поднимают ему рубашку – там вот такая полоска (показывает), саданулся прямо очень сильно. Это всё к тому, как артист справляется с волнением. Вот какая ситуация на сцене может произойти, но он не закончит играть, будет продолжать в любом случае. Даже с разрезанной спиной.
Что вы можете посоветовать тем, у кого есть мечты, цели, которые они боятся осуществить?
Что я могу пожелать? Осуществляйте, не бойтесь. Да, это, конечно, сложно, но человек должен. Вот хочет он чего-то сильно, но ему это никто не принесёт на блюдечке. И будет человек всю жизнь сидеть, хотеть, становиться старым, злым из-за того, что что-то не сделал. Поэтому надо делать. Даже если боишься – надо делать. Я по себе говорю, я тоже очень многого боюсь. Но главное – результат. Пускай ты ошибёшься! Это даже хорошо, если ошибёшься. Значит, потом ты сделаешь лучше. Надо книжки читать, в театр ходить! Кино хорошее смотреть. Людям помогать. Вот идёшь ты по улице, упал человек – подними, помоги. Начни хотя бы с этого.
Интервью: Надежда Уколова
Фото: Полина Тарасова