Городской штаб добровольцев провел форум «БлагоДари» в первую неделю лета. На мероприятии встретились представители бизнеса и волонтерства. Они обсудили перспективы сотрудничества и объединения усилий для проведения волонтерских акций. Организаторы планируют проводить подобные мероприятия регулярно для создания условий плодотворной коммуникации двух сфер.
В качестве гостя и выступающего форум посетила Анастасия Чвара. Она — главный эксперт молодежной политики министерства образования новосибирской области. Анастасия рассказала нашей редакции об особенностях добровольчества и условиях, при которых оно может эффективно взаимодействовать с бизнесом.
Почему вы решили принять участие в форуме «БлагоДари»?
В добровольчестве я с 2014 года. У меня в карьере были разные этапы: волонтер, лидер. Сейчас моя должность предполагает продумывание стратегий развития. Мы ищем способ объединить все ресурсы и силы общества, чтобы каждый действовал не поодиночке, а сообща.
На форуме меня поразил новосибирский зоопарк имени Р. А. Шило. Оказывается, он относятся к социально ответственным организациям. Проводит адаптивный зоопарк, предназначенный для детей, и множество других проектов. Но мы про них не знаем. Думаю, что таких организаций много.
Почему люди не узнают про подобные инициативы?
Есть социально ответственные организации, которые показывают пример корпоративной и социальной ответственности. Например, «Норникель». Он систематически продвигает тему экологичности: участвует в субботниках, помогает паркам.
А есть организации, которые спонтанно и ситуационно начинают участвовать в мероприятиях. Они действуют либо сами по себе, либо в контакте с имеющимися партнерами. Такие компании важно замечать и помогать им наращивать масштабы, чтобы отдельные инициативы вырастали в корпоративную культуру.
Это то, что касается проблем узнавания об инициативах бизнеса. А с какими трудностями сталкиваются добровольческие организации?
У волонтеров, как и у многих людей, есть проблема с так называемым синдромом самозванца. Это мысли из серии: «я ничего из себя не представляю, у меня не получится». Мне лично приходилось сталкиваться с этой проблемой. Проходили классные мероприятия, для них были необходимы волонтеры. Но из-за нежелания получить отказ, я даже не пробовала. По итогу часто оказывалось, что добровольцев было недостаточно.
Проблема этого синдрома часто масштабируется. Организации боятся завязывать партнерские отношения с крупными компаниями. Хотя в Новосибирске можно обратиться, например к Дельфинарию. Он совершенно лоялен и готов идти на контакт. Нужно только не бояться, стучаться в двери, предлагать инициативы.
При каких условиях сотрудничество с бизнеса и добровольцев будет продуктивным?
Если обо всём договориться заранее, распределить зоны ответственности, обозначить вклад каждого. Сотрудничество должно быть взаимовыгодным.
В чем заключается основная миссия добровольчества сегодня?
Добровольчество — двигатель социальных изменений. До 80-х годов 20 века волонтерство было направлено на решение проблем и устранение их последствий. Сейчас основная задача — это предотвращение возникновения негативных тенденций. Например, вопрос экологии. Дело не в субботниках и их количестве, а в том, чтобы у людей менялось сознание.
Ксения Кулагина