Темпераментная группа «АлоэВера» провела несколько дней в Новосибирске. Команде портала Тымолод.рф удалось пообщаться с участниками. Банальные вопросы о погоде быстро переросли в тёплый, атмосферный и очень живой разговор о важном.
Вера: Под наши песни можно и плакать, и танцевать.
Тымолод: Скорее, потанцуешь, задумаешься, расслабишься. Слушать песни, которые погружают в массу такой печали – зачем?
Вера: Расскажите это стадионам, которые приходят на концерт Земфиры. Люди любят погрустить – это точно. И если у них есть для этого музыка, которая задевает их струны души, которые колеблются вместе с их грустью – им это нравится. Поэтому завтра здесь будет кто-то на концерте. Должно соблюдаться равновесие. Вот я вчера много радовалась – и Артём мне сразу говорит, что скоро ты будешь, значит, расстраиваться и переживать. Чтобы не было таких событий в жизни – можно музыку послушать, попереживать по поводу этой музыки и дальше радоваться. А равновесие соблюдено.
Тымолод: Как вы появились на музыкальной площадке?
Вера: Ты задаёшь слишком много вопросов! Мне кажется, мы до сих пор не до конца объединились, у нас ещё есть независимые субъекты, которые, например, не пришли сейчас. У нас «АлоэВера» – пока федерация, у каждого свой президент.
Тымолод: Сложно находить общий язык между собой? Артём: Россия центральная и Татарстан находят же общий язык, вот и мы находим. Пока всё в порядке. Не собираемся расходиться пока. У меня, у моей федерации не было такого в планах.
Вера: Было бы странно, если бы до этого разговора кто-то ждал, чтобы объявить, что хочет независимости. Артём: «Я хочу объявить, что хочу выйти из состава федерации, у меня прошёл референдум внутренний».
Тымолод: Сейчас в моде краудфандинг – и вам удалось снять клип таким образом. Понравился опыт?
Артём: После этого мы решили никогда не снимать клипы и не заниматься краудфандингом. И если насчёт клипов мы ещё подумаем, то точно без краудфандинга. Мы долго не хотели с этим связываться, потому что волна запустилась давно и на этом стали зарабатывать деньги. Потом у нас появился директор, который сказал, что это нужно сделать. Мы доверяем своему директору – тогда она была субъектом нашей федерации. Мы попробовали, нам не понравилось, и нет у нас больше директора. Вера: Федерация же может выпихнуть субъект из своего состава? У нас с директором как получилось: не он попросил независимости, а мы попросили независимости. Тымолод: Вы участвуете в телепроектах, фестивалях, гастролируете. Что из этого комфортнее?
Вера: В телепередачах мы не так часто были. Мне нравится всё, где не нужно сниматься и фотографироваться. Всё, что касается репетиций, студий, концертов – доставляет мне удовольствие. А где нужно снимать клипы или потом смотреть на свои фотографии – это всё очень болезненно.
Тымолод: Почему?
Вера: Знаешь, когда нас показывали в программе Урганта, вся страна смотрела и радовалась, а я рыдала и говорила, что больше никогда не выйду на сцену…
Тымолод: Плохо свет поставили? Не так накрасили?
Вера: …Что если бы я раньше знала, что со стороны это выглядит так – я бы никогда не пошла. Ты любишь фотографироваться?
Тымолод: Не очень.
Вера: Ты хочешь, чтобы после каждого хорошо проведённого вечера ты находила в Инстаграме видео, как ты танцуешь, как ты разговариваешь, что ты сказала… У меня такого просто не было.
Артём: Нормальный человек просто не стал бы смотреть, что там происходит и делал бы то, что ему нравится, но не Вера.
Вера: Каждый человек смотрит и расстраивается.
Артём: Я никогда не смотрю.
Вера: Неправда. Он врёт.
Артём: Какой мне смысл врать?
Вера: Я видела, как ты смотрел, когда мы в поезде ехали.
Артём: Я сколько-то посмотрел, но я же не смотрю каждую, до конца.
Вера: Дотошно я уже тоже не смотрю.
Тымолод: Мне кажется, публичный человек должен быть заранее готов.
Артём: Не верьте, когда так говорят. Он заранее не готов. Ему просто хочется петь песни и концерты давать.
Тымолод: Это же публичность.
Артём: Да, но не это цель. Была цель – играть музыку. У меня лично была цель выйти на сцену и получать то, что нужно от музыки. То, что люди пришли – ещё лучше. А потом выясняется, что нужно быть ещё и медийным человеком. Если скажут, что нужно играть музыку, давать классные концерты и не нужно сниматься – каждый из нас на это согласится.
Тымолод: С другой стороны – это же PR. Без этого о вас не узнают.
Вера: Вот, это просто инструмент, чтобы ты мог просто заниматься музыкой, но есть же люди, которые идут заниматься музыкой, чтобы их узнавали. Инструмент и цель они поменяли местами. Поэтому мы готовы отказаться от всего в пользу концертов.
Тымолод: Как думаете, чем вы «цепляете»?
Вера: Ты задаёшь сложные вопросы (смеётся). Я просто писала то, что хотела писать, он играл то, что хотел сыграть, совпало – замечательно, делаем песни. Что тебе запомнилось?
Тымолод: Название группы. Тексты песен.
Артём: Видишь, как всё сложно складывается? Как авиакатастрофы. Если ты пилот и просто выпил вина – может, ничего не случится, но если кто-то из техников на земле немного запнулся о провод, этот провод вырвал и у тебя закрылки плохо работают, а ты ещё и выпил – тогда, возможно, самолёт упадёт. Ещё кто-то нервный на борту начнёт что-то кричать – ты не успеешь эти закрылки вовремя убрать, и тогда самолёт точно упадёт. То есть, много всего должно произойти, чтобы случилась авиакатастрофа. Так и с группой «Алоэ Вера» – много всего должно произойти, чтобы случилась эта катастрофа. Когда-то нас не было совсем на Яндексе, и я написал им письмо. Они отреагировали «Ой, правда, вы клёвые!» и выложили нас там. А ты нас там услышала. Возможно, мы бы этого не сделали, потому что за день до этого Вера написала бы мне, что мы делаем плохую музыку и мы бы перестали заниматься музыкой.
Вера: Либо есть человеческий фактор. Ты бы написал очень открытому человеку на Яндексе, а ему не понравилась бы наша музыка, и мы больше никогда не попали бы на Яндекс. А этот человек не нравится другому человеку, и тот, чтобы насолить, выложил бы нас к себе. Это вся такая запутанная история, что ты в это особо не лезешь, а просто пишешь песни. Ну, иногда пишешь на Яндекс.
Артём: Смысл в том, что тебе нужно делать своё дело так, как тебе нравится. Другого пути нет. Либо вообще не делать, тогда ничего не будет происходить. Я сводил звук четырём группам из Новосибирска, и все очень талантливые. Например, была группа, которая играла гитарную музыку, у них пел парень, а сейчас поёт девочка и я не знаю, что они делают, потому что не могу нормально послушать и оценить: они ничего не записывают, а поехали в тур по России. Группа «Радио Марс» – там тоже девочка, но они играют рок-н-ролл. Не скажу, что мне нравится такая музыка, но интересно. И интересно, потому что они что-то делают. А можно поговорить о группах, которые когда-то делали, но это будет неинтересно, потому что сейчас они ничего не делают.
Тымолод: Что вам помогает настроиться на выступление, и что может сбить с толку?
Артём: Вера может сбить с толку. Своим настроем.
Вера: Мне особо не нужно помогать настроиться. Зато вот он может бросить гитару во время концерта и уйти со сцены.
Артём: Да, потому что меня расстроили все на концерте.
Вера: И ты не сможешь это объяснить словами «Я же женщина».
Артём: Меня сбивает, когда музыканты не играют. Сидят, вот это делают (изображает игру на гитаре). И ты уходишь со сцены, потому что надо играть, а не вот это делать. А они думают «Блин, надо же было играть только что, кажется, мы расстроили Артёма». Но это уже другая история. Поэтому Вера ходит к психологу (смеётся). Я его называю велосипедным психологом, потому что Вера пошла к психологу – и у неё украли велосипед.
Вера: Я сходила-то один раз (улыбается).
Тымолод: Кто довёл?
Артём: Веру доводит до психолога один человек – это Вера.
Тымолод: Внутренняя Вера?
Артём: И внутренняя, и внешняя. Вся Вера только и делает, что доводит себя до психолога. У неё других занятий нет. Всё, что делает Вера – она делает хорошо. Будь то бизнес, или написание песен, или доведение себя до психолога.
Вера: Поскольку это наиболее интересное занятие, я отдаюсь ему на 100%.
Тымолод: В какое время суток вы пишете тексты для своих песен?
Вера: В любое. Дело не во времени. Сначала есть образ и смысл, который ты хочешь сказать, а потом появляются слова. Ты просто пишешь смс. И до того, как в чате всё это пропадёт – из этого можно сделать песню. Когда я успеваю – появляются песни.
Тымолод: С детства увлекались?
Вера: Честно, слово для меня стало иметь значение в 12-13 лет. У меня появился интернет, я часто сидела в чатах. Там все были старше меня, и я поняла – чтобы быть интересным собеседником, должна быть мысль, острота слова. Я из немногих людей, которым интернет помог стать грамотнее, прочитать больше книг. И тогда мне всё это стало интересно. Я почувствовала значение слова.
Тымолод: А откуда черпаете вдохновение? Из книги? Вера: Из книги можно черпать вдохновение только тогда, когда она попадает в то, что у тебя происходит сейчас. Когда она соприкасается с твоим личным опытом, с тем, что тебе интересно. Поэтому ты всё равно пишешь не про книгу, а про то, что у тебя происходит. Артём говорит, что так делать нельзя, что мне надо учиться писать просто. «Просто напиши про футбол».
Артём: Я не помню, чтобы я такое говорил. Это ты опять придумала.
Вера: Ты говорил, что мне пора прекращать всякие лирические темы жизни.
Артём: Это – да, пора прекращать. И просто писать. Тебе нужно их придумывать. Это же сказка.
Вера: Сказка про что?
Артём: Про жизнь.
Вера: Видишь? Он не хочет мне верить, что там на самом деле, все литературные герои – ничего не было придумано. Всё всегда черпается из реальных людей.
Тымолод: Как вы отдыхаете от собственной музыки?
Артём: Мы от неё не отдыхаем. Мы на концерте сыграли – и хватит. Она каждый раз разная. Мы не играем ни с подложками, ни с одними и теми же музыкантами, часто берём других ребят, с которыми мы когда-то играли или собираемся сыграть. То есть, у нас есть какой-то костяк в ритме секции и мелодики, но каждый концерт совсем разный.
Вера: А ещё у нас три альбома. И какой не нравится – можно не играть. А потом: «О, смотрите, что я нашла! У нас тут песня есть, которую давно не играли!»
Тымолод: Вне концертов слушаете что-нибудь?
Артём: У меня сложные отношения с музыкой – мне её нужно слушать правильно. Не под настроение, чтобы потом «Это наша песня, мы под неё танцевали». Для меня это не имеет никакой силы. Мне важно слушать музыку в правильных условиях. С хорошим звуком. Или с правильным ощущением. Это не имеет отношения к «Я ехал в поезде в Сибирь, а в наушниках играло «А за окном всё так же стонут провода…», и я поэтому её так люблю». У меня должно быть «очищенное» восприятие. И поэтому сложно музыку слушать. Сегодня нужно играть концерт, и ты о нём думаешь. Просто думаешь. Я слушаю музыку альбомами или подбираю стилистически, чтобы понимать, что происходило с людьми, когда её делали, как происходило взаимодействие между группами в одном стиле, в каком-нибудь манчестерском роке. Чтобы понять это, необходимо переслушать большой объём. Поэтому просто так не сядешь и не включишь на 10 минут.
Вера: А у меня всё наоборот. Я включаю на компьютере на 10 минут, потому что я танцую, я слушаю под настроение. Я не понимаю, как это всё сделано, мне нужно поймать общее настроение, чтобы под эту музыку на велосипеде ехать.
Артём: Поэтому Вера может спеть все свои песни под три аккорда, которые я могу играть, с разным настроением (смеётся). Я спрашиваю: «Ты понимаешь, что за песню я сейчас играю?», она говорит: «Нет».
Вера: А я вот спою и будет красиво.
Артём: Потому что я могу создать настроение, которое нужно Вере.
Тымолод: После какой песни вы поняли, что у вас появились фанаты или своя аудитория?
Вера: Я не поняла.
Артём: Не кокетничай. Однажды Веру стали узнавать на улице.
Вера: Всё как-то так постепенно происходит, что не возникает такого, что проснулся и всё изменилось. Видишь, я даже не могу вспомнить, что было что-то такое. А сейчас понимаю, что действительно, я выхожу из дома, некрасиво чихаю и стою в трениках, а подходит кто-то: «О, вы же из «АлоэВера»», но это не воспринимается как какая-то известность. Наверное, людей на концертах стало больше.
Артём: Ещё много людей, которые нас знают, но на концерты не ходят и нам об этом сообщают: «Мы не ходим на концерты».
Вера: Да, кстати, вот это очень интересно. Идёшь по Владивостоку, к тебе подбегают фоткаются, благодарят. Говоришь «До вечера!», а они «Не, мы не придём» и уходят. Просто люди не ходят на концерты.
Тымолод: На ваши или вообще?
Артём: Вообще. Они не привыкли к концертной жизни, наверное.
Вера: Это всё неправильно. Все эти диски – это чтобы тебе дали возможность примерно посмотреть, о чём это будет, а настоящее будет на концерте. И те, кто доходит до концерта – пишут: «Группа невероятная», и это не только про нас, а вообще. «Такого драйва невозможно добиться ни одной пластинкой» – так об этом и речь. Пластинка – это для того, чтобы познакомиться с этим всем, когда ты ходишь, гуляешь, дома сидишь. Волшебство момента в том, что то, что происходит – происходит только сейчас. И музыка живёт только сейчас.
Тымолод: Можете сказать, где вас лучше принимают?
Вера: Сейчас, когда есть свободное время, я пишу материал по поводу каждого города, в котором мы находимся. Скоро буду это всё публиковать. Я формирую мнение о городе по недлительной прогулке и о том, как проходит концерт, как реагируют люди. Мы были в 25 городах, и про каждый город я могу рассказать. И поэтому, кстати, тоже ни один концерт не похож на другой. Даже в одном городе ни один концерт не похож на другой. Потому что всё, что происходит, мы делаем с этими людьми. Иногда ты сам не понимаешь, кто будет вести, на самом деле, все эти два часа.
Тымолод: Вы успеваете следить, что вам пишут в соцсетях? Отвечать?
Артём: Вера успевает. Сразу всем отвечает. Кто-нибудь напишет «Огурец» – Вера сразу «Какой огурец? Причём тут огурец? К чему сейчас этот огурец?» а тот – «Баклажан и редиска, я не понимаю, где я нахожусь». А она: «Ты неправильно слово «баклажан» написал!».
Вера: Да, это абсолютная правда. Я читаю все комментарии. Мне напишут что-то плохое – я посмотрю на его страницу, отвечу (смеётся). Наверное, через какое-то время мне станет неинтересно, и я совсем перестану это делать. Например, уже некоторое время я отвечаю не на все личные сообщения, которые мне пишут. Понял? Артём: Да, я видел, у тебя 2000 писем.
Тымолод: Вы подводите итоги в конце года?
Артём: У нас нет такого. Мы сами себе ставим задачи и выполняем их. И довольны этим. И даже если было много проблем, а их всегда очень много, мы сделали это. Но садиться и вспоминать…
Вера: Мы делаем это в течение года, по задачам. Не выполнена – ставим новые сроки. Чтобы в конце года делать себе ежегодный отчёт – сводить балансы – такого нет. Может быть, и стоит начать?
Артём: Да, может быть, мы начнём это делать года через 2. Когда-то мы вообще ничего не делали.
Тымолод: Создаёте новогоднее настроение?
Вера: У нас ни у кого нет особого пунктика по поводу Нового года. У меня есть, чтобы не быть одинокой, но это вопрос к моему психотерапевту. Если в Новый год нужно будет работать, будет какой-то концерт – все будут рады, потому что ни у кого нет отношения «Новый год – надо что-то особое». Это просто интересный период: если получится дать концерт – будет классно, если получится куда-то уехать – ещё лучше, если будем сидеть дома, есть оливье – тоже неплохо.
Артём: Главное в Новый год – провести его с семьёй, с близкими людьми, а у нас с этим нет проблем. Хотелось бы быть ближе к семье, а они у нас у всех в разных городах, по крайней мере, родители. С этим сложно, и мы друг другу заменяем семьи.
Вера: Получается, надо быть совсем в семье, где совсем хорошо, либо быть в нашей семье, где просто хорошо.
Благодарим бар «Woody» за предоставленное место для интервью.
Текст: Юлия Акиньшина
Фото: Анастасия Головина