
Что вы знаете о празднике Дня защитника Отечества, кроме парадных маршей и подарков?
К 23 февраля мы предлагаем погрузиться в мир окопной правды, и увидеть подвиг советского солдата, решивший дальнейший исход всей Великой Отечественной войны.
«В списках не значился». Борис Васильев
Автор прошел всю войну от начала до конца. Несколько полковых школ, служба в десанте, два окружения... Отказаться от армии в пользу литературы получилось лишь в 1954-м, а писательская слава пришла к нему еще через 15 лет, с публикацией повести «А зори здесь тихие».
Судьба Николая Плужникова, который 9 месяцев не давал покоя захватчикам Брестской крепости, не успев даже попасть в списки ее защитников, действительно поражает. Пережив героев и предателей, друзей и первую возлюбленную, он выходит из боя непобежденным, становясь выше смерти.
«Живые и мертвые». Константин Симонов
Роман-эпопея стал одним из главных трудов жизни писателя. Сюжет, охватывающий события от начала войны до ее перелома под Москвой, вырос из небольшого очерка «Горячий день» о подвиге 388-го стрелкового полка, истребившего за сутки 39 немецких танков под Могилевом. Для Симонова это был первый бой в его жизни. Много позже в своем завещании он попросит развеять его прах на том самом Буйничском поле, где впервые встретились два героя «Живых и мертвых» — генерал Серпилин и корреспондент Синцов.
«Горячий снег». Юрий Бондарев
В романе ярко и реалистично описано сдерживание танков Манштейна, прорывающихся к окруженной советскими войсками армии Паулюса. Это одно из важнейших сражений Сталинградской битвы, в котором участвовал и сам Юрий Васильевич. Всего за два дня на линии огня перед читателем раскрываются очень разные персонажи: через отношения лейтенанта Кузнецова с Дроздовским, с генералом Бессоновым и с санитаркой Зоей. Смерть здесь показана со всей прямотой и непосредственностью, а воспоминания героев и их размышления, не прерываемые голосом автора, всё больше напоминают нам о ценности жизни.
«Сотников». Василь Быков
Герои книг Василя Владимировича часто не только сражаются с захватчиками, но и решают сложные моральные дилеммы. Автора интересует не столько вопрос выживания или победы, сколько проблема человеческого поступка в нечеловеческих условиях. Партизаны Сотников и Рыбак в его повести оказываются перед непростым выбором: предать и выжить или же погибнуть честными людьми. Здесь Быков не спешит давать однозначные ответы.
«В окопах Сталинграда». Виктор Некрасов
Повесть, появившаяся в 1946 году, стала первой книгой, в которой автор осмелился поделиться настоящей «окопной правдой». За это ее сразу же полюбили читатели и очень активно начали ругать критики. В «принижении подвига народа» писателя обвиняли ровно до тех пор, пока история лейтенанта Керженцева самым неожиданным образом не получила Сталинскую премию.
«Жизнь и судьба». Василий Гроссман
В отличие от переработанной в соцреалистическом ключе первой части дилогии «За правое дело», роман «Жизнь и судьба» пронизан чувством безысходности и ненависти к сталинскому режиму. На примере семьи Шапошниковых можно увидеть, как природная доброта борется в людях со злобой и нетерпимостью, воспитанной государством. Книга, которую теперь сравнивают с «Войной и миром», была признана антисоветской и изъята в 1961 году вместе с некоторыми другими рукописями автора. Вновь опубликовать ее удалось только в 1980-м, в Швейцарии, уже после смерти Гроссмана.
«Мой лейтенант». Даниил Гранин
В романе война — это не только страшный эпизод из истории, это состояние сознания. Читатель узнает об окопной жизни солдат под Ленинградом и обо всех послевоенных испытаниях города на Неве от молодого лейтенанта и от старика, вспоминающего свое прошлое. Становится ясно, что это два абсолютно разных человека, по-разному смотрящих на жизнь. Один — дерзкий и романтичный — привык сражаться, не рассуждая. Другой — мудрый и знающий цену жизни — перестал видеть в каждом немце врага и начал докапываться до сути происходящего.
«Момент истины». Владимир Богомолов
Роман, более известный по названию «В августе сорок четвертого», переведен более чем на 50 языков. При создании произведения использовались профессиональный жаргон разведчиков, реальные факты и подлинные документы: были изменены лишь фамилии офицеров и названия населенных пунктов, а также изъята вся служебная информация. Оперативники из группы капитана Алёхина сами рассказывают о себе и о том, как они в кратчайшие сроки выследили нацистских шпионов в Белоруссии и добились от них «момента истины».
«Убиты под Москвой». Константин Воробьёв
Повесть об обреченных на смерть кремлевских курсантах впервые появилась в журнале «Новый мир» стараниями Александра Твардовского. Печаталась она с большим количеством цензурных правок, а одним из критиков-сталинистов, Николаем Лесючевским, была названа «клеветнической» за ту неприглядную правду о войне, что показал автор. По сюжету 240 юных товарищей Алексея Ястребова пытаются выстоять в неравном бою под деревней Лотошино. Против них, вооруженных лишь самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с зажигательной смесью, — немецкие автоматчики, минометы, бомбардировщики и танки.
Автор: Елизавета Бакарась