Написание студенческих работ на заказ – развитая часть рынка интеллектуальных услуг. Ближе к концу учебного года информационные доски и социальные сети пестрят объявлениями о рефератах, курсовых и дипломных работах. Они заметны даже среди многочисленных предложений помощи с оформлением кредита, а это сегодня верный показатель востребованности.
Наш гость – Антон, студент третьего курса одного из вузов Новосибирска. Он уже год выполняет письменные работы для своих однокурсников.
Традиционное для нашей рубрики проникновение в уникальное рабочее пространство героя в этот раз нам совершить не получится, ведь для Антона таковым является любой компьютер, подключенный к интернету.
«Кто меня сдал?» – то ли в шутку, то ли всерьез спрашивает Антон в самом начале беседы. Предварительно спросив разрешение у «информатора», я называю его имя. «Получит он от меня второго сентября», – смеясь, добавляет мой собеседник.
Мы садимся у окна зала нашего информационного центра, и свой первый вопрос задаю уже я.
- Какая у тебя была мотивация, когда ты взялся за написание работ на заказ?
- Ко мне подошел кто-то из студентов, которые учатся со мной на потоке, и попросил написать контрольную работу. Я подумал и согласился. Потом об этом узнали другие люди и тоже попросили – вот так это и получилось.
- У тебя были какие-то колебания насчет того, чтобы согласиться?
- Наверное. Времени было мало.
- Как ты сейчас получаешь заказы?
- Обращаются знакомые, их друзья. У меня нет группы «ВКонтакте», не состою ни в каком агентстве. Я пишу работу, и если она засчитывается преподавателем, мне приносят деньги. Не было случаев, чтобы их не оплатили, но однажды переделывал работу шесть раз – это было тяжело.
Средство от скуки
- По какой специальности тебе приходилось делать работы?
- По своей, но предметы были разные – право, теория организации, теория управления. В основном это обычные контрольные, рефераты на 10-15 страниц, написал еще пару курсовых.
- Какая самая интересная тема в твоей практике?
- Наверное, теория организации. Было задание в контрольной: найти применение пяти законов организации в определенной компании. Человек должен выбрать компанию, например МТС, и найти, как применяются эти законы. Очень долго приходилось искать материал, но было интересно.
- Самые сложные темы?
- Были сложные преподаватели, которые на второй раз заставляли переделывать ту часть, к которой в первый раз не было претензий. А сложных тем не было.
- Как проходит процесс написания работы?
- Сидишь за компьютером, тебе становится скучно – и ты начинаешь писать.
- Ты пользуешься только интернетом или еще ходишь в библиотеки?
- Только интернетом. Там сейчас есть все. Конечно, иногда разговариваешь с преподавателями, чтобы понять, как лучше сделать.
На работу уходит минимум полчаса. Максимум… недели полторы-две, если это курсовая.
- Ты экспериментируешь со стилем?
- Один раз я писал пять или шесть работ по двум предметам, и мне приходилось как-то выкручиваться. Систематизировать было довольно сложно, приходилось писать общими фразами и делать это по-разному – мне было весело.
Антон много улыбается, быстро и легко отвечает на вопросы. Создается впечатление, что работа доставляет ему неподдельное удовольствие.
До сих пор не понимаю, зачем нужны курсовые
- Насколько ты можешь оценить уровень своих стараний?
- На «троечку».
- А когда пишешь собственные работы?
- Я бы не сказал, что пишу их более старательно.
- Чувствуешь прогресс за то время, что занимаешься этим?
- Да, я стал писать лучше. Последняя курсовая была очень хорошая. Уже более-менее понимаю, что такое курсовая и зачем она нужна. Нет, зачем она нужна я до сих пор не понимаю, но, по крайней мере, что от тебя требуется – стало намного яснее.
- Ты пользовался услугами своих коллег по написанию заказных работ?
- Нет.
- Можешь представить ситуацию, когда бы ты решился на это?
- Да, наверное. Но я бы заказал не в какой-то фирме, а также у своих ребят, кто уже писал такую работу.
Неоднозначное отношение к работе
- Ты считаешь свою работу честной?
- Нет, но тут двоякая ситуация: у меня очень плохое отношение к этим контрольным-курсовым. Не понимаю, зачем они нужны: они только портят жизнь в конце семестра. Но все-таки это нечестно: человек должен сам делать задания.
- А почему тогда ты этим занимаешься?
- Я определенным людям не могу сказать «нет», ведь в другой раз они могут помочь мне.
- Как считаешь, было бы лучше, если бы работы на заказ вообще не писались?
- И да, и нет. Если нет времени или тебе досталась такая тема, что не знаешь, о чем писать – идешь и заказываешь. Потому что если не напишешь, то из-за этой стопки листов в 30 страниц тебя могут выгнать из университета, а это не хорошо.
- Ты считаешь письменные работы лишними. Как, по-твоему, стоит оценивать студентов?
- Есть же экзамены. Давно пора применять другие методики в образовании – вводить деловые игры, решение кейсов. Это лучше чем написание контрольных и курсовых.
- Мы просим героев нашей рубрики привести аргументы в пользу своего рода деятельности. Как бы ты убедил молодого человека писать студенческие работы на заказ?
- Это креативный процесс. Платят неплохо: мне хватило на татуировку, на которую раньше не мог накопить – я был счастлив. Еще такая работа развивает научное мышление. Это хороший опыт, если хочешь дальше заниматься чем-то научным.
То, что работа таких людей как Антон является востребованной, может многое рассказать о современной высшей школе. С одной стороны, это демонстрирует отношение части студентов к своему образованию. Одни без зазрения совести занимаются жульничеством, а другие формируют толерантную к такому обману среду. Наличие на рынке труда выпускников, которые получили квалификацию незаслуженно, обесценивает высшее образование тех, кто его был действительно достоин.
Если посмотреть с другой стороны, то мы обнаружим, что сама система не обладает надежной «защитой от дурака». Домашние письменные работы – это изначально слабое звено с точки зрения обмана преподавателя студентом. Но проведение самостоятельных исследований – это обязательное умение для человека с высшим образованием. От них нельзя отказаться совсем, но их число можно минимизировать и организовать серьезную процедуру защиты каждой из таких работ, чтобы вскрыть обман, если такой имеется.
Также трудно не согласиться с Антоном в том, что современному образованию требуются новые методики оценки. Домашние письменные работы можно с успехом заменить на контрольные и эссе, которые студенты будут писать непосредственно в учебные часы. Способность анализировать информацию и формулировать собственные выводы в ограниченное время – это то, что требует современная жизнь.
Если процедура оценки усложнится, если систему будет труднее обмануть, у Антона станет меньше работы и меньше возможностей анонимно проявить свои творческие способности. Однако в таком случае сократится число людей с высшим образованием, но без базовых навыков работы в рамках своей специальности. Зато люди, получившие свои дипломы по праву, станут получать более справедливую премию за высшее образование.
Максим Стонт