Совсем скоро (точнее – в 2021 году) швейной фабрике «Синар» исполнится сто лет. А пока Музей Новосибирска подготовил новую тёплую экскурсию, на которой жители города смогут увидеть, где и как создаются знаменитые сибирские наряды.
Век истории
С 1921 года фабрика «Синар» прошла свой путь от швейно-чулочной фабрики «Автомат», что шила изделия для нужд Красной Армии, до крупнейшего в России производителя мужского костюма, верхней, классической и повседневной одежды для мужчин и женщин, и школьной формы для детей. Уже в 1925 году фабрика была одним из самых механизированных предприятий в Сибири: здесь работало целых 60 швейных машинок «Зингер». В первые годы на «Синар» трудилось 55 рабочих и 5 служащих. Сейчас их – более 1000.
Во время Великой Отечественной Войны весь ассортимент фабрики заменили на военный. Машины работали сутками не переставая, а рабочие по две недели не покидали цехов, ночуя на столах и лавках. В итоге 15 000 солдат Сибирской добровольческой дивизии были одеты усилиями фабрики, которая в 1943 году стала лидером среди предприятий легкой промышленности всего Советского Союза.
Постепенно фабрика расширялась, а в производство внедрялись новые технологии. Название «Синар» («СИбирский НАРяд») фабрика получила только в 1993 году, после развала Новосибирского промышленно-торгового швейного объединения (НПТШО) им. ЦК Союза Швейников. В этом же году открылся первый фирменный магазин. Уже в 1996 году на фабрике выпускалось более 120 тысяч мужских костюмов и 50 женских пальто в год.
Сейчас «Синар» выпускает более 300 000 изделий ежегодно, имеет 32 магазина в 8 регионах страны и входит в ТОП-10 крупнейших российских предприятий швейной отрасли.
Чтобы костюмчик сидел
После посещения музея, который располагается в бывшем административном корпусе, маршрут экскурсии по «Синар» проходит в последовательности изготовления любого швейного изделия.
В цехе подготовки представлены образцы тканей из разных стран – Китая, Германии, Италии, Кореи. Прежде чем начать шить одежду, ткань необходимо проверить. До сих пор не изобрели какого-либо автоматического сенсора, который мог бы определить, всё ли в порядке с тканью: имеются ли затяжки, верный ли цвет. Такая работа осуществляется только опытным глазом контроллёра. Также ткань проверяется на окрашиваемость и усадку. А ещё здесь выясняется разрывная нагрузка ткани: чтобы ваши брюки не развалились в тот самый момент, когда вы эффектно выходите из машины.
В шумном цехе раскройки на огромных 12-метровых станках из тканей с точностью до доли миллиметра вырезаются детали будущих нарядов.
В цехе дублирования и декатирования детали обрабатываются, чтобы при дальнейшем пошиве ткань сохранила свою форму. Здесь же размещается цех по пошиву мужских брюк. Сегодня этим делом занимаются 40 человек: каждый выполняет определенную функцию.
Мужской пиджак – основа деятельности фабрики «Синар». Полный цикл его пошива составляет 60 операций, многие из них автоматизированы. В пошивочном цехе есть конвейер, позволяющий тут же отправить пиджак на следующую «станцию», после завершения предыдущей операции. Здесь же находится контроль качества. Контроллер напрямую подчиняется генеральному директору, а не начальнику цеха, что позволяет избежать неудобных моментов.
Милан, Париж, Шанхай
После этого можно заглянуть в экспериментальный цех, в котором готовятся те самые коллекции, которые будут производиться в пошивочных цехах. Здесь работают портные высокого уровня, которые в одиночку могут создать экспериментальные модели.
Но путь наряда начинается ещё задолго до попадания в цех подготовки. На фабрике есть специальный отдел – группа развития ассортимента. Его составляют те самые люди, в головах которых и зарождается новая коллекция - дизайнеры и маркетологи. Чтобы отслеживать тренды маркетологи «Синар» посещают все ведущие международные выставки – в Милан, Париже, Шанхае. Именно маркетологи задают общую канву для будущих моделей, а художники-дизайнеры создают эскизы по их замыслам. Дизайнеры должны знать, каким образом изготавливается одежда: если технологически модель невозможно произвести – она выбывает. На одну коллекцию разрабатываются порядка сотни эскизов, из которых остаётся только пятая часть.
На последнем этапе модели едут на ярмарку в Москву, где оценивается спрос европейского покупателя. И только после этого решается, какие из них отправятся в производство и окажутся на прилавках.
Фабрика «Синар» работает в темпе мировых тенденций развития моды, стараясь воплотить их в будущих коллекциях. И здесь, как и во многих случаях, лучше всё увидеть своими глазами. Первая экскурсия «Секреты сибирского наряда» пройдёт 16 февраля.
Подробности можно узнать на сайте Музея Новосибирска: http://m-nsk.ru.
Текст: Надежда Уколова
Фото: Наталья Смольянинова