Константин Голодяев
Писатель, историк, краевед, экскурсовод, сотрудник музея Новосибирска
Сейчас бы сказали, что я был ботаником. Учился хорошо и называли меня «профессор». Помогал ребятам на контрольных, в смысле списывать давал. Атмосфера в нашем классе была прекрасная. Хотя учителям порой и доставалось: бойкоты, взрывчики. В общем, всё как всегда.
Домашние задания делал, но, бывало, и пары схватывал. Самая обидная двойка была классе в 4-5. Пришёл я утром в школу, как обычно, самым кратчайшим путём, даже где-то ещё срезал, и этим гордился. Настроение хорошее. Первым уроком геометрия. Спрашивают меня про какую-то теорему, а я уроки не сделал. Ну, в общем, садись — два. Оказалось, нужно было просто ответить, что кратчайшее расстояние между двумя точками — это прямая. «Я же всегда так и делаю, это мой принцип!» — чуть не возопил я. Случай запомнил на всю жизнь.
Где-то в 8 классе до меня дошла мысль, что всё надо делать самому, что это нужно лично мне. И самообразование, в том числе. Началась сознательная жизнь.
Школа для меня — это молодая беззаботная жизнь. Детство. У большинства оно счастливое в любые времена.
Алексей Куницин
Руководитель проекта «Привет, велосипед!»
Школа у нас была не самая оборудованная, но хорошая. Помню, когда был классе в третьем, к приезду мэра в кабинете выставили калькуляторы. Большие такие, от сети работали. Наверное, школа выиграла на них грант в каком-то конкурсе. Нам нужно было сделать вид, что мы на этих калькуляторах что-то вычисляем, а мы ими даже пользоваться не умели: казалось, что это какие-то компьютеры.
О школе никогда не вспоминал с ностальгией. Оценки были хорошие, но мне всё достаточно легко давалось, поэтому я не сильно старался. Пока учился, ничем не занимался и не увлекался. Уже после понял, что потратил кучу времени зря.
С того времени я очень сильно изменился. Хоть в первые годы тоже был не особо ответственный и инициативный, на 4-ом курсе задался вопросом: быть раздолбаем или работать над собой.
Ольга Ребковец
Руководитель проекта «Тотальный диктант»
Я была круглой отличницей. Все уроки давались мне довольно легко, почти не тратила время на подготовку домашних заданий, потому что многое запоминала на уроках. Иногда сложно давалась физкультура, но проблема решилась после того, как я пошла на секцию по лёгкой атлетике.
В десятом классе нашей классной руководительницей стала учительница русского языка и литературы. Она сказала, что моя пятёрка по русскому языку не такая уж твёрдая, как я думаю. Это стало очередным вызовом и поводом для усиленных занятий. Азарт, который появился в процессе, привели меня на областную олимпиаду по русскому языку, хотя в то время я больше тяготела к точным наукам.
Галина Владимировна провела со мной несколько дополнительных занятий и сказала, этого будет достаточно. Уходя, я сказала, что в достаточности подготовки буду уверена, если выиграю.
«Ребковец, я тебя убью!» — такой была реакция классной руководительницы на звонок с новостью о моём первом месте. Эта олимпиада дала возможность без экзаменов поступить на филологию. Так я связала свою жизнь с русским языком.
Чему научила школа? Тому, что те точки, те моменты, которые не являются твоими сильными сторонами, могут стать поводом для роста и развития. Когда не всё хорошо с физкультурной — это повод записаться на секцию, пойти в спортшколу и прокачаться во всех смыслах. Если не всё гладко с русским языком — это тоже возможность для нового роста. Все наши недостатки могут стать основой для личностного и интеллектуального развития и достижения новых высот.
Никита Хнюнин
Фотограф, основатель проекта #этоживыефото
В школе я был не особо прилежным учеником, любил больше общаться, играть в футбол. Хотя учился неплохо. Помню, классе в шестом сломал позвоночник и два года был на домашнем обучении. Ближе к концу этого срока произошла забавная история. Как-то раз я забыл о том, что ко мне должен прийти учитель. Мы с одноклассниками, которые зашли ко мне перед занятиями, пошли во двор, а один из нас остался у меня дома играть в компьютер. Картина такая: играю в футбол и вижу, как из подъезда выходит учительница. Вспоминаю про занятие, бегу за ней, кричу: «Простите пожалуйста, я забыл!». А она говорит: «Я иду в школу жаловаться на тебя». Оказалось, мой одноклассник ей не открыл, а она услышала, что кто-то был дома. Подумала, что это я не хочу её впускать. Хорошо, что мы встретились на улице, иначе бы мне влетело.
С возрастом я стал более усердным. На мой взгляд, школа дала мне хороший навык коммуникации. А вот любовь к знаниям пришла позже, после университета — когда я начал заниматься своим делом. Чтобы в нем развиваться, мне нужно было узнавать новое. В школе и институте нам давали знания, но в то время они были неактуальны для меня. Поэтому мотивации их изучать не было.
Сергей Дроздов
Художественный руководитель театра «Понедельник Выходной»
Школу я на самом деле не любил. Понимал, что всё это нужно, но мне там никогда не нравилось. Поэтому проводил максимум времени в театральной студии или на улице с ребятами из моего двора.
Мне нравились всё уроки, которые не касались математики: литература, русский язык, история, биология, геометрия. Школа научила меня заниматься тем, что нравится. Я точно знаю: оценку по математике мне поставили ни за что, но она мне и не пригодилась. А остальные предметы до сих пор нужны в моей профессии.
Записала: Надежда Уколова
Фото: из личного архива героев