Владислав Артемьев – новосибирский музыкант, композитор-самоучка и организатор первого в Сибири фестиваля неоклассики, который пройдёт 9 июня в Новосибирске. Фестиваль обещает стать самым масштабным в стране.
Мы поговорили с Владиславом и узнали, чем отличаются неоклассика и неоклассицизм, кто делает ремиксы на Эйнауди и как популярность неоклассики связана с популярной соцсетью.
Расскажите о своём образовании: где вы учились? Как-то это повлияло на музыкальный вкус?
Как композитор я – самоучка. Учился в музыкальной школе по классу фортепиано, в основном играл на синтезаторе, но всё время хотелось играть что-то своё. Потом начал импровизировать и сочинять. Всё время старался уйти от программы. Думал о том, чтобы поступить в музыкальный колледж, но понял, что в моём случае лучше самому двигаться, без профессионального образования.
Мне нравилась одна группа – они совмещали металл и инструментальную лёгкую музыку. Я послушал и начал сочинять сам, а дальше пошла импровизация. Почувствовал сразу, что это моё – это было примерно 4 года назад.
Каждый композитор по-своему сочиняет свои произведения. Расскажите, как это происходит у вас? Как часто даёте концерты?
Чаще сажусь играть что-нибудь уже сочинённое, и приходит что-то новое. В среднем у меня одно выступление в месяц, но бывает и по три. Сейчас пробую писать оркестровые аранжировки. На фестивале буду, кстати, играть не один, а со струнным квинтетом.
«В Москве и Санкт-Петербурге таких мероприятий много, и они пользуются большой популярностью. У нас такого пока нет» |
Вы упоминаете о том, что создаёте музыку в неоклассическом стиле. Какие она имеет, по-вашему, преимущества по сравнению с классикой?
Она проще воспринимается людьми и более душевная в моём понимании. В основном, конечно, целевая аудитория неоклассики – молодёжь. Академическая музыка или классика – это для другого возраста, на мой взгляд. Всё-таки классика – сложная музыка.
Как пришла идея организовать Сибирский фестиваль неоклассики?
У меня уже года два-три назад возникла эта идея. Я вижу, что у нас достаточно много композиторов, которые работают в этом стиле, но при этом у нас, в Сибири, таких мероприятий пока нет. В Москве и Санкт-Петербурге такое уже есть, и пользуется популярностью. Когда я предлагал московским организаторам провести фестиваль в Новосибирске, они ответили: «В регионах это не рентабельно, мы даже не будем за это браться».
Чего ожидаете от этого фестиваля?
Хочется, чтобы всё прошло душевно и собралось примерно 300 человек. Можно больше:) У нас собрался такой состав композиторов, что в России такого никогда не было и будет очень приятно, если нас придут послушать. Мы это организовали, чтобы продвигать наше направление. Даже больше музыку, чем конкретно нас.
Я знаю, что на фестивале будут выступать музыканты не только из Новосибирска, но и из других городов Сибири. Расскажите о них.
У каждого из музыкантов свой стиль, своя подача, не буду выделять одного и расскажу о каждом. Среди участников будет Станислав Артемьев. Почему я его нашёл? Во-первых, так совпало, что он мой однофамилец. Во-вторых, мы из одного города (возможно, даже родственники). Планировал сделать с ним совместный концерт. Когда пришла в голову идея с фестивалем – решил позвать его. Он пишет музыку более тяжёлую, иногда с уклоном в джаз.
Также выступит красноярский композитор Спартак Мгерян. Мне очень понравилось его рвение: он едет сюда безвозмездно! У него очень интересная музыка: мы все пианисты, а он делает упор на симфонической.
Я знаю всего двух композиторов из жанра неоклассики, которые пишут мажорную музыку – и одна из них будет на фестивале. Это Рената Миронова. Она работает даже не совсем в неоклассическом стиле: пишет в стиле ярко выраженного светлого сентиментализма.
Кроме этого, можно будет услышать Макса Мельникова. Он электронщик. Музыкой он занимается не так давно, но интерес в том, что электронная неоклассика – это что-то новое. У нас в стране подобного мало, и было бы очень интересно послушать.
Ярким примером жанра неоклассики является красноярский композитор Илья Бешевли, который сейчас живёт в Москве. А сам Илья приедет на этот фестиваль? Или же его произведения будут исполняться другими музыкантами?
Нет, он не приедет, но его произведения я исполню сам – вместе со струнным квинтетом. Решил, что можно сделать что-то новое и добавить контрабас. Надеюсь, что Илья приедет на следующий наш фестиваль – думаю, дату мы объявим на сцене.
«В неоклассике 90% композиторов – самоучки. Я заметил, что знания отвлекают, уводят не в ту степь» |
Есть ли в планах организовать фестивали/концерты в других городах?
Планируем организовать фестивали в Красноярске, Томске. Вполне возможно, что уже этим летом. О других городах пока не думал – далековато. В Барнауле или Кемерово пока что мало аудитории для такого мероприятия. Слишком малое количество людей знают о неоклассике в этих городах. В Томске аудитория гораздо больше, чем в Новосибирске. А в Красноярске многие знают о неоклассике благодаря работе Ильи Бешевли. Наверное, и в целом в России именно он ассоциируется со словом «неоклассика».
А как бы вы, кстати, объяснили, что такое неоклассика?
Определённого понятия нет. Это современная инструментальная музыка, относительно легкая для восприятия человеку. Это музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки, рока и электронной музыки. Название официально утвердилось не так давно. Кстати, что интересно, в неоклассике 90% композиторов – самоучки. Я заметил, что знания отвлекают, уводят не в ту степь. Неоклассика и неоклассицизм – эти понятия очень разные. Неоклассицизм – это больше академическое понятие, профессиональное, а неоклассика – это понятие из интернета. В профессиональной музыке неоклассику вообще не выделяют, нет такого понятия. Эйнауди стал популярен в 2010 году. А первый композитор неоклассики – Эрик Сати. Он родился в XIX веке, и самая первая музыка в этом стиле была написана им. Но потом про неё забыли, и только сейчас начали вспоминать. Кстати, когда вы слышите фортепианные саундтреки в фильмах – это практически в 100% случаях неоклассика.
Вы говорите о том, что Сибирский фестиваль неоклассики – одно из самых масштабных мероприятий данного характера во всей России. Можно ли тогда сказать о том, что этот жанр появился относительно недавно?
Да, это пока самое масштабное событие данного рода в России. Подобные фестивали были в Москве и Санкт-Петербурге, но там были залы на 100 человек, и программа была в целом меньше. Основная наша аудитория – это люди в возрасте от 21 до 27 лет. Важная её часть – студенты технических вузов: знаю, что многие композиторы стали играть неоклассику, бросив технические вузы.
Обязательно ли любить классику, чтобы понимать неоклассику, или можно сразу перейти к неоклассике от группы «Руки вверх»?
Именно таких я знаю немного. Обычно люди, которым нравится классика, не любят неоклассику. Замечал, что некоторые слушают рэп и при этом могут слушать неоклассику. Я так не умею. Даже знаю, что диджеи делали ремикс на Эйнауди. Мне это кажется несколько странным. У нас есть один лейбл в стране, который как раз работает с этим направлением и сделал его популярным в соцсети Вконтакте. Они говорят: «Стоит накрыться Вконтакте – накроется вся неоклассика в стране». Я думаю, что это правда. Когда Бешевли приезжал сюда, он нигде не давал никаких афиш – весь зал собрал с помощью группы ВКонтакте.
Почему жанр неоклассики так популярен в последнее время?
Наверное, это мода – и думаю, она уйдёт через какое-то время. Любой тренд со временем уходит. Сейчас неоклассика в тренде, и кто-то в него успел влиться, кто-то не очень. Но тренд со временем сойдёт на нет, а вот неоклассические саундтреки к фильмам будут популярными.
Беседовала Анна Нелюбова
Фото Ольги Макаровой и Полины Тарасовой